Как разводиться по исламу
Оглавление:
- Развод по-мусульмански по всем правилам: права мужа и жены в исламе
- Правила развода по Шариату
- Развод в исламе
- Развод в исламе и его виды
- Процесс расторжения мусульманского брака. Развод (талак)
- Всё, что мы должны знать о разводе
- Не говори трижды… чтобы потом не плакать. Развод в исламе
- Развод в исламе по желанию жены
- Расторжение брака по исламским законам
- 10 правил развода в исламе
Развод по-мусульмански по всем правилам: права мужа и жены в исламе
Разводы в мусульманских семьях крайне редки. Тем не менее пара должна знать, когда муж или жена имеют право подать на расторжение брака, какова процедура, причины и виды развода.
Процедура развода в исламе обозначается термином «талак» — развязывание узла, разрешение проблемы. Для расторжения брака в исламе созданы специальные этапы и условия. Их цель — дать людям время остыть, подумать, все взвесить и, возможно, принять решиние сохранить семью.
Пророк говорил: «Самый ненавистный Аллаху вид дозволенного — это развод.
Разводитесь с женами только лишь из-за дурного нрава».
Здесь под «дурным нравом» подразумевается крайняя форма, которая не поддается исправлению, и в отношении которой нет сил и возможности проявлять терпение. Так, желательным действием в исламе считается развод со скандальной женщиной, не выполняющей какое-либо обязательное условие шариата. Например, не является грехом развод с женщиной, которая не читает обязательные молитвы.
Исходя из предписаний, супругам необходимо иметь очень веские причины для того, чтобы воспользоваться разрешением Всевышнего Аллаха на развод. К тому же надо всегда помнить, что даже разрешенный развод вовсе не радует его. Более того, не стоит играть словом «развод», а потом каяться или использовать дозволение шариата в угоду своим амбициям.
/ / Чтобы сберечь семейное счастье, в исламе установлены наказания для тех, кто использует опасное слово «талак», не подумав о последствиях. Мужчина имеет право объявить развод, если достиг совершеннолетия (имеет право на никах) и находится в состоянии дееспособном. Для объявления развода необходимо наличие действительного акта бракосочетания, совершенного по всем правилам.
Мужем и женой в исламе считаются только те мусульмане, которые заключили между собой брак согласно шариату, то есть совершили никах. Ни о каком талаке не может идти речи, если указанное условие не соблюдено. Еще одним фактором, определяющим длительность процедуры развода, является идда.
Термин «идда» применяется для обозначения промежутка времени, определенного Кораном, в течение которого вдова или разведенная женщина, находившаяся в супружеских отношениях со своим мужем, не может вновь вступать в брак. Период идда необходим для определения возможной беременности и установления последующего отцовства. В исламе он нужен для защиты прав женщины и ребенка.
Существуют несколько видов развода.
1. Ат-талак ар-радж’и — предварительный развод. Такой вид развода не нарушает существующий никах и предполагает возможность возобновления супружеских отношений в любое время на протяжении срока идда (трех менструальных периодов), согласия жены не требуется. Во всех правовых исламских школах при таком талаке муж имеет право возобновить супружеские отношения в любой момент срока воздержания — идда.
/ PixabayПо ханафитскому и маликитскому мазхабам достаточно сказать: «Возвращаюсь к прежнему никаху», свидетелей для этого призывать не нужно.
По этим мазхабам дозволено просто молча обнять или поцеловать жену, или дать понять любым другим способом о возврате к прежнему никаху.
Правила развода по Шариату
- 26.07.2017 14:07:23
В исламе большое внимание уделяется тому, как организована личная жизнь человека. В Заключительном откровении Всевышнего особо оговаривается вопрос взаимоотношения полов.
В , к примеру, отмечается:
«Среди Его знамений – то, что Он сотворил из вас самих жён для вас, чтобы вы находили в них успокоение, и установил между вами любовь и милосердие»
(30:21) Брак, согласно этому аяту, определяется как особый тип союза мужчины с женщиной, в рамках которого они оба находят успокоение, любовь и уважение. Однако, к глубокому сожалению, не всегда брачный союз оказывается устойчивым к испытаниям, которые выражаются в различных жизненных ситуациях.
Разрыв супружеских отношений в исламе допускается, однако это действие считается одним из самых нежелательных, хотя и подпадают под категорию «халяль» – дозволенных.
В качестве подтверждения приведём слова Заключительного посланника Всевышнего (с.г.в.):
«Создатель не любит превыше всего развод из того, что Он разрешил людям»
(хадис приводят Ибн Маджа, Абу Дауд, аль-Хаким). Сама процедура развода у мусульман регламентируется нормами Шариата, которые были выведены из Священного Корана и Благородной сунны Пророка Мухаммада (с.г.в.). Этот процесс отличается гибкостью, что позволяет мужчине и женщине хорошо подумать о расставании и при желании всё переиграть, восстановив брачные отношения.
Формальным началом процесса расторжения брака являются слова мужа – «талак», «ты разведена», «я развожусь с тобой».
При этом перед окончательным разрывом отношений между супругами имеются несколько стадий, которые характеризуют в определённой мере нежелательность разрыва семейных уз: первый развод незавершённого типа, второй развод незавершённого типа и третий развод, завершающий окончательно брачные отношения пары. Инициатива разрыва брака, принадлежащая мужчине, не подразумевает возможность её использования в произвольном порядке. Есть перечень правил, несоблюдение которых даёт основание супруге оспорить решение мужа: 1.
Развод выступает в качестве следствия аморального поведения жены по отношению к мужу, его родителям и родственникам, с иными мужчинами. Таково мнение большинства учёных.
2. Мужчина может расторгнуть семейный союз только в так называемый период «тухр» – чистый временной отрезок у жены, но при этом у супругов не должна иметь место половая близость.
Богословы всех мазхабов едины во мнении, что муж не вправе разрывать отношения со своей супругой в период после родов и в те дни, когда у неё наступает хайда (т.е.
менструация). Кроме того, нельзя разводиться, когда у женщины прошли месячные, но интимная связь между супругами уже состоялась.
Развод в исламе
Содержание Ислам уделяет очень большое внимание предписаниям относительно организации личной жизни людей, в частности, браку. Он в мусульманстве определяется как союз мужчины и женщины, в котором оба они находят любовь и уважение, а для закрепления союза проводится обряд никах – всё, что для него нужно, это наличие двух мужчин-свидетелей, которые оповещаются о браке, а также согласие попечителя женщины отдать её замуж.
Но, конечно, сейчас принято проводить никах более масштабно: с муллой, гостями и обрядами, такими как приём в семью, обмен подарками и так далее. Мусульманин имеет право жениться на женщине любой веры, а вот мусульманка должна выходить замуж только за мусульманина.
Обязательно также, чтобы свидетели были мусульманами, совершеннолетними и дееспособными.
Обратите внимание! Детали могут различаться в зависимости от региональных особенностей – везде свои обычаи, оказывающие влияние на то, как проводятся брачные церемонии, хотя основа везде примерно одна и та же.
Отметим, что на территории России последствия на уровне законодательства имеет лишь один тип брака – гражданский, то есть официальный брак, заключаемый в ЗАГСе. При вступлении в него супруги берут на себя ряд определённых обязательств перед законом.
Процедура его проведения устанавливается в нормах Шариата, и её необходимо соблюдать – только в этом случае последствия разрыва брака будут минимизированы. Тем более что нормы Шариата относительно развода весьма гибкие, и позволяют перед тем, как окончательно завершить его, хорошенько всё обдумать, а если супруги чувствуют, что ещё не всё потеряно, можно будет восстановить отношения. Есть ряд причин, указывающихся в Коране как действительно значимые, по которым женщина может потребовать развод.
Среди них: Прелюбодеяние – считается наиболее тяжёлым преступлением в браке, оскверняющим сами семейные узы и нравственность. Рукоприкладство – если муж пускает в ход кулаки в тех случаях, когда религией это не разрешено (обращаем внимание, что религиозные положения и нормы закона РФ на этот счёт могут различаться), последней может быть инициирован развод.
Муж не обеспечивает жену материально – тогда ею тоже может быть начат развод. Пропажа мужа более чем на три месяца.
Также оговаривается развод при отсутствии интимной близости в течение четырёх месяцев и более – но здесь есть различные варианты, например, при импотенции мужу может быть дан год на то, чтобы её вылечить.
Развод в исламе и его виды
Вопросам развода следует уделить особое внимание, потому что отсутствие знаний о разводе может привести к тому, что мужчина, сам того не подозревая и не желая, разведется с женой, и будет продолжать жить с ней, при этом совершая большой грех. Развод можно условно разделить на два вида: Однозначный (сарих) – не нуждается в намерении.
Пример: муж говорит жене: «Я разошелся с тобой» или «Ты разведена».
В этом случае развод производится независимо от того, какое намерение было у мужчины, в гневе говорил он это или в шутку. Смысловой (киная) – зависит от намерения. Пример: мужчина говорит: «Я не хочу тебя больше видеть» или «Ты мне больше не нужна», «Отчитывай ‘идда», «Закрой свой ‘аурат».
Если у него было намерение разводиться, то данные слова являются разводом, иначе – не являются. Также развод делится на: 1) ридж’и – это развод, который дает право вернуть жену в период ‘идды без никаха и без каких-либо условий; это разрешается после первого и второго развода, после третьего запрещается; 2) баин – развод, который прерывает брак, и без нового акта никаха бывшие супруги не могут вернуться друг к другу; этот вид развода действует для первого и второго развода.
Свободный от рабства мужчина имеет право разводиться с женой не более трех раз. Трехкратный развод может производиться как в различное время, так и одновременно.
Если мужчина говорит жене: «Я развелся с тобой троекратно», или если он сказал: «Ты разведена», и его намерение при этом было, что это троекратный развод, то в этих случаях развод засчитывается как троекратный развод даже в ее отсутствии. После трехкратного развода мужчина уже не может вновь жениться ан бывшей жене, пока не будут выполнены следующие пять условий: Должен пройти срок ее ‘идда после развода с бывшим мужем. Должна выйти замуж за другого.
Иметь с новым мужем половой акт. Развестись со вторым мужем. Должен пройти срок ее ‘идда после развода со вторым мужем. По этому вопросу все исламские ученые имеют единогласное мнение, иные мнения неверны.
Если мужчина подряд повторяет жене три раза слова: «Ты разведена», причем с намерением, что подтверждает один развод, то это – один развод, иначе – троекратный.
Если мужчина развелся троекратно одним словом, то это является троекратным разводом. Передал это единогласное заключение ибн Аль-Мунзир в своей книге «Аль-Иджма’а».
Это учение имамов Шафи’ий, Абу Ханифа, Ханбалий, Малики и других.
Ибн Таймия отклонился от этого заключения.
Это одно из его заблуждений, из-за которых он отступил от веры. Развод может быть связан с каким-либо условием или не связан, но в любом случае это развод.
Как, например, муж говорит жене: «Ты разведена».
Редкие, но существующие: разводы по мусульманским обычаям и особенности их проведения
› › В исламе больше чем во многих других религиях отрицательно относятся к разводу.
Представителям этой конфессии необходимо иметь четкое обоснование, почему они хотят расторгнуть брак.
При этом даже если супруги способны назвать причины, по которым они хотят развестись, их намерения все равно могут вызвать неодобрение у родственников и тех, с кем они общаются.
Но несмотря на это, их все-таки разведут.
В исламе можно выделить четыре вида разводов:
- хуль (осуществляется женщиной);
- лиан (в случаях супружеской измены).
- талак (инициируется мужчиной);
- мубараах (по взаимному согласию);
Последние два являются наиболее простыми в реализации, тогда как первые требуют выполнения определенных действий, с исполнением которых у некоторых возникают трудности.

Согласно исламской вере, для Аллаха нет ничего радостнее, чем, когда его рабы – верующие — живут в любви, мире и согласии.
Поэтому адептам данной религии предписывается стойко переносить все разногласия и трудности, возникающие внутри семьи. А когда конфликты развиваются до состояния, при котором возможен развод, супруги и их близкие обязаны сделать все от них зависящее, чтобы прийти к примирению и не допустить расторжения брака.
Поэтому в исламе существует ряд правил, которые предписывается соблюсти при разводе.
К каждой из сторон должны быть представлены судьи – доверенные лица супруга и супруги.
Их задача – разобраться в конфликте и найти способ для примирения. Однако, естественно, не всегда имеются возможности для нормализации отношений.
Если в семье ситуация именно такова, мужчина имеет право развестись с женщиной – совершить талак. Он может быть выражен как в устной, так и письменной форме.

Вне зависимости от того, каким образом талак был выражен, мужчина обязан соблюдать период ожидания, который называется идда.
Его срок равняется 3 месяцам. На протяжении него мужчина и женщина не должны вступать друг с другом в интимные отношения даже в том случае, если в это время они живут в одном доме (хотя подобное запрещается, но по факту соблюдается не всегда).
Подобный процесс называется хуль.
При этом супруга обязана вернуть махр – ценный свадебный подарок.
В случае с талаком он остается у жены.
При этом, если к моменту развода махр еще не был полностью передан, мужчина обязан его предоставить в полном объеме.
Процесс расторжения мусульманского брака. Развод (талак)
«Разведенные женщины находятся в ожидании три менструальных цикла [примерно три месяца с момента дачи развода].
Не допускается сокрытие ими того, что в их утробе из сотворенного Аллахом (Богом, Господом), если веруют они в Него и в Судный День.
[Если, к примеру, они беременны от супруга, с которым разводятся, но не желают афишировать это, намереваясь быстрее выйти замуж снова, то не имеют права поступать так. Их разводный период завершается с рождением ребенка.] Мужья имеют преимущество [им следует хорошенько подумать и, возможно] вернуть супругу до истечения срока, если желают [тем самым] исправить положение дел в лучшую сторону [если оба видят в этом позитивную перспективу]. [Семейные] обязанности есть как на мужьях перед женами, так и на женах перед мужьями, и все это в рамках морали (нравственности; в соответствии с общепринятыми нормами порядочного поведения и воспитанности).
[Мужчины обязаны вести себя разумно и ответственно, не ущемляя права жен, не злоупотребляя своим старшинством в семье, а тем более не применяя силу.] Мужья являются старшими (главенствующими) в семье. [Жене следует уважать мужа и почитать его, но супруг, как например и руководитель государства, может, используя предоставленные ему полномочия, оказаться тираном, ослепленным властью и силой, а может быть и благодетелем, ощущающим пред Богом свою ответственность и не теряющим из виду собственные обязательства.] Аллах (Бог, Господь) Всемогущ [любого тирана и притеснителя рано или поздно поставит на место] и бесконечно Мудр.
[Вся мудрость переплетения обстоятельств и неоднозначности событий изначально известна лишь Ему, люди же могут только предполагать, настраивая себя на тот или иной лад, делать выводы (порой поспешные), реальные же итоги зачастую становятся ясными лишь через годы или десятилетия. А потому человек должен подходить к совершаемому серьезно и внимательно, тогда не будет опечален ни в мирском, ни в вечном.] Разводов [когда можно еще сохранить целостность семьи] — два.
[Первый и второй разводы являются как бы незавершенными, а вот третий — окончательный.] [При возникновении внутрисемейной конфликтной ситуации, дав один или два развода] муж [как глава семьи] либо удерживает свою жену в рамках общепризнанных моральных норм [без применения насилия и притеснений; учитывая каноны, законы и традиции, то есть восстанавливает семейные отношения, пока не истек срок], либо [сохраняя и свое достоинство, и достоинство женщины] благородно освобождает ее от брачных уз [не препятствуя ее уходу по завершении соответствующего срока]. Недопустимо для вас [мужей] брать обратно что-либо [даже незначительное] из того, что вы дали (даровали) им [женам своим ранее], кроме как если есть обоюдное опасение нарушить Божьи заповеди [то есть в случае нарастания напряженности, появления конфликтов и ссор, когда жена просит, требует расторгнуть брак и при этом ведет себя аморально]. И если вы опасаетесь нарушения Божьих заповедей [когда накаляется внутрисемейная обстановка, разрушаются нормы
Всё, что мы должны знать о разводе
Многие ошибочно полагают, что, если муж с женой не живёт более 3 месяцев, то у них автоматически считается развод.
А некоторые и вовсе не задумываются о том, когда произносят слова, приводящие их к разводу. И естественно, неизбежен тот факт, что от незнания своей религии супруги живут в браке и не подозревают о том, что в действительности их брака не существует, т.
е., они живут в грехе, Да убережёт нас Всевышний Аллах от этого! О том, что значит развод в исламе, каким образом он осуществляется, и в каких случаях он считается действительным, на эти и многие другие интересующие нас вопросы ответит преподаватель по исламской юриспруденции (фикху) ИТиМО Мухаммад Мухаммадов.
Лексическое значение развода это- «хиллюль акди», т.е., развязывать завязанное, каноническое значение «талак» -это разрыв брачных уз определёнными словами.
Слово Талак использовалось ещё и во время джахилии (до ислама), но не было определено количества развода, которое предусмотрено в исламе (1-3), т.е., они имели право давать один развод за другим, возвращая своих жён до истечения срока идды (трёх очищений от менструального цикла), т.е., без ограничений.
Первое- развод бывает обязательным. В шариате есть такое понятие как «иляъ», когда муж даёт клятву, что не будет вступать с женой в половую близость всю жизнь или больше 4 месяцев.
Допустим, муж говорит:
«Я не буду вступать с тобой в половые отношения 5 месяцев»
.
В этом случае, по истечению 4 месяцев, если жена потребует у мужа вступить с ней в половую близость, а муж это требование не удовлетворит, то он обязан дать ей развод. Если же он не даёт развод, имам говорит ему:
«Или ты вступишь в половые отношения со своей женой, или я даю ей развод»
. Второе- развод бывает желательным, т.
е., сунна. Например, если муж не в состоянии обеспечивать свою жену по Шариату, а она требует этого. Также желательно дать развод, если муж не обеспечивает жену из-за того, что у него нет к ней влечения, и не может себя заставить обеспечивать её, в этом случае шариат отдаёт предпочтение разводу, чтобы не мучились оба.
Желателен развод, если жена совершает большие грехи, к примеру, как прелюбодеяние, или что-либо порочащее достоинство мужа, но, если есть опасение, что после развода другие мужчины воспользуются ситуацией и будут принуждать её к прелюбодеянию, в этом случае лучше сохранить с ней брак с целью уберечь её от этого.
Желательно давать развод, если у жены трудный характер, который муж не может терпеть, но если мужу не трудно выносить её характер, то лучше не давать ей развод.
Пророк (мир ему и благословение) сказал:
«Хорошая женщина среди женщин подобна вороне с белыми крыльями»
, т.е., их настолько мало, как в природе мало ворон с белыми крыльями.
Может возникнуть вопрос, читая достоверный хадис:
«Самое ненавистное из всего дозволенного Аллахом это развод»
: как же нужно понимать эти слова, может ли быть так, что Аллах что-то дозволил и это ненавидит? Нет. Хадисоведы комментируют его следующим образом: Пророк (мир ему и благословение) сказал так, чтобы люди боялись этого и только в крайнем случае давали развод, тем самым предостерегая их от этого.
Третье- развод бывает не разрешённым, т.е., харам.
Не говори трижды… чтобы потом не плакать. Развод в исламе
«Пошла вон, слышишь?!
Не желаю тебя видеть! Убирайся из моей жизни!
Ты разведена, слышишь?! Я трижды дал тебе развод! Я с тобой развелся! Я с тобой развелся!
Я с тобой развелся!» Такие пламенные речи часто можно услышать при разрушении мусульманских семей. Выходят наверное и более страшные выражения, но тут не место для их озвучивания. Однако, говоря подобные фразы, мужчина порой и не подозревает какие серьезные слова вышли из его уст и как сильно он может пожалеть о том, что сделал.
Среди многих дагестанских мусульман, да и российских тоже, бытует мнение, что для того, чтобы развестись со своей женой, нужно трижды сказать ей: «Я с тобой развелся!» или «Я дал тебе развод!» На самом деле это большая ошибка, приводящая к большим проблемам и большим мужским слезам.
Причиной же всех этих проблем и переживаний является простое невежество. А ведь есть способ развода, после которого женщина вовсе не обязана выходить за кого-то замуж, чтобы, вдруг помирившись, вернуться к своему мужу. К тому же единовременный троекратный развод запрещён шариатом.
Многие мужчины в наши дни не знают простых шариатских норм, связанных с семейной жизнью.
Не знают, что они обязаны делать по шариату и что могут требовать от жен. Думают, что жена имеет намного больше обязанностей, чем муж. Приходя в исламский магазин, они почему-то ищут книгу под названием «Как стать праведной женой», а не «Как стать праведным мужем».
Также супруги мало что знают о процессе развода, кроме того, что надо что-то три раза сказать или что-то там еще. Кто в этом виноват? Виноваты и сами супруги, потому что не ознакомились со своей религией, как следует, перед тем как завести семью. Виноваты многие имамы мечетей (не все), которые почти не проводят в них уроков и не объясняют людям правил шариата.
Виноват (а) и ты, потому что не объяснил (а) своим друзьям и знакомым, то, чего они не знают из религии . Но это решаемо. Надо лишь немного времени посвятить изучению шариата, и все станет на свои места. В этой статье, с позволения Аллаха, мы коротко расскажем о том, что такое развод, какое положение он имеет в Исламе, и о том, что совсем не обязательно трижды повторять слова, чтобы развестись с женой.
Положение развода в Исламе Всевышний Аллах говорит: «Развод допускается дважды, после чего надо либо удержать жену на разумных условиях, либо отпустить ее по-доброму.
Вам не дозволено брать что-либо из дарованного им, если только у обеих сторон нет опасения, что они не смогут соблюсти ограничения Аллаха. И если вы опасаетесь, что они не смогут соблюсти ограничения Аллаха, то они оба не совершат греха, если она выкупит развод. Таковы ограничения Аллаха. Не преступайте же их.
А те, которые преступают ограничения Аллаха, являются беззаконниками.
Развод в исламе по желанию жены
Издревле, еще в эпоху зарождения религиозного сознания у первобытных людей брачные отношения между мужчиной и женщиной были окутаны большим количеством суеверий и обрядов.
Некоторые из них преследовали вполне практические цели и были почерпнуты из опыта предыдущих поколений, другие же носили исключительно суеверную или мифологическую окраску и не несли в себе рационального зерна. Тем не менее, они составляли существенную часть обрядности – последовательности действий мужчины и женщины, желающих вступить в брак для продолжения рода и после совершения этих обрядов считающихся мужем и женой со всеми вытекающими юридическими последствиями.
Но жизнь сопровождали не только брачные ритуалы. Во все времена люди больше всего ценили свободу и независимость.
И если один из супругов приходил к выводу о том, что продолжение совместной жизни невозможно, происходил развод.
Различные религии по разному относятся к разводу: от полного отрицания его возможности, до довольно свободного, требующего лишь соблюдения формальностей. Ислам рассматривает брак как вид договора.
В силу этого, предусматривает и возможность его расторжения или изменения. Таким образом, развод в исламе – не желательная, но вполне допустимая ситуация.
Причем инициаторами развода могут выступить оба супруга.
Что касается поводов к разводу и правовых последствий – они совершенно неравнозначным для мужчины и женщины. Каковы же развод в исламе по инициативе жены?
Расскажем в этой статье. Россия – светское государство.
Поэтому ни одно из описываемых положений шариата, содержащееся в статье, не имеет юридической силы и не является обязательным к исполнению ни одной из сторон. Эти традиции имеют значение лишь для фанатично верующих, которые стараются придерживаться учения Аллаха. Но без государственной регистрации брака в органах ЗАГСа – они ничтожны по сути.
Практическую ценность знание о том, как женщина-мусульманка может потребовать развода, представляет лишь в тех странах, где правовая система строится на законах шариата (наиболее ортодоксальные монархии Ближнего Востока и некоторые мусульманские страны Африки).
В силу того, что некоторые представительницы прекрасного пола выходят замуж за выходцев из мусульманских стран и принимают ради этого ислам, уезжают на родину мужей и рожают там детей – им, перед тем как решится на отчаянный шаг, полезно будет узнать, как происходит развод по шариату.
Правовой (если можно так выразиться) основой брачно-семейных отношений является Коран (священно писание мусульман) и многочисленные толкования пророков и судей.
Иными словами, брачно–семейное «законодательство» построено по принципу прецедента, то есть имевшего место случая (как правило, в мифологические времена) и принятого по этому поводу судебного решения или высказывания Аллаха или его Пророка. Эти высказывания отражают религиозно-племенные обычаи востока конца 1 тысячелетия от Р.Х.
и на протяжении почти 1000 последующих лет являются застывшей догмой, не подлежащей сомнению и не отражающей никаких прогрессивных тенденций развития общества. В силу этого женщина в исламе – вещь покупная.
Расторжение брака по исламским законам
Развод в исламе: по инициативе жены или мужа, как это происходит, каковы правила и условия расторжения брака по мусульманским обычаям, какое слово говорят мусульмане Как известно, в исламе семья является важнейшей единицей и развода стараются всячески избегать для ее сохранения.
Однако невозможно избежать случаев, когда два человека не могут ужиться под одной крышей из-за различных сложностей и жизненных обстоятельств. Хотя ислам и проповедует верность своему супругу и домашнему очагу, на абсолютно нерасторжимом браке религия не настаивает.
Ислам учитывает жизненные нужды своих верующих и допускает разрыв брачных отношений.
При этом важно учитывать и знать древние традиции, с которыми связан развод в этой религии.
Оглавление По мусульманским обычаям для того, чтобы начать бракоразводный процесс, жена должна услышать от мужа слова, подтверждающие его намерение развестись: “я дал тебе развод”, “ты разведена”.
Так как исламское право нацелено на сохранение крепкой семьи, на расторжение брака даётся много времени и развод может проходить в три этапа. Два первых бракоразводных процесса могут быть не завершены, и семья остаётся в нетронутом состоянии.
Если же брак решаются расторгнуть и в третий раз, тогда уже супругов разводят окончательно. В целом удлиненная процедура бракоразводного процесса позволяет супругам обдумать свое решение и даёт время на .
Важно! При получении развода со стороны мужа — для чего жене нужно услышать от мужа “ты разведена”, “я развелся с тобою” — женщине разрешено заново вступить в брак только после прошествия примерно трёх месяцев (3 менструальных цикла).
За этот разводный период устанавливается ясность в возможной беременности от мужа, давшего развод. Существуют и исключения:
- При разводе до вступления супругов в половые взаимоотношения женщине не нужно соблюдать разводный период (Св. Коран, 33:49). Уже при получении первого развода она имеет право уйти из дома. Муж может вернуть жену с ее согласия, если та не будет ещё замужем за другим мужчиной. При трехэтапном же бракоразводном процессе вернуть жену будет нельзя.
- Если жена забеременела, то окончательный развод наступит для нее только после родов вне зависимости от того, первый, второй или третий развод был озвучен (Св. Коран, 65:4).
- При отсутствии критических дней (по причине пожилого возраста и др.) на разводный период выделяется 3 месяца ровно (Св. Коран, 65:4).
По канонам Корана не только муж может быть инициатором развода с женой, такое же право даётся и женщине в таких случаях как:
- Наличие у партнёра физического недостатка, который не позволяет ему вступать в половую близость, или муж не хочет этого.
- Плохое отношение к жене, физическое или моральное насилие.
- После заключения брака муж заболел серьезным недугом (сифилисом, проказой, туберкулёзом и др.), который опасен для жены.
При всех перечисленных обстоятельствах женщины могут требовать расторжения брака.
Для получения развода жена выплачивает мужу хуль (компенсация за махр, который представляет сумму расходов на свадьбу).
Особенности развода по шариату: порядок расторжения брака по мусульманским обычаям
» В исламском вероисповедании большое внимание уделяется взаимоотношению полов. Развод в исламе не вызывает одобрения, как и в других религиях.
Расторжение брака – это травма, хаос в душе двух людей.
Шариат хотя и разрешил разводы, но без особого благословения. Исламская мудрость гласит:
«Подумай 10 раз перед тем как жениться, в случае развода подумай в 10 раз больше»
.
Разводы в исламских семьях случаются редко — когда восстановить гармонию в семье уже невозможно.
По мусульманским обычаям, для расторжения брака требуется соблюдение определенных правил. Брак в исламской религии – это договор о совместной жизни, обеспечивающий стабильность, уверенность, спокойствие супругам и их детям.
Разрыв супружеских отношений считается самым ненавистным Аллаху из разрешенных им действий. Развод (талак, хиллюль акди) объявляется письменно, словесно, знаком для немого.Талак бывает:
- Обязательным — иля, когда муж дает клятву о невступлении в близость с женой больше 4 месяцев. По истечении определенного срока жена может потребовать у мужа половой близости. Супруг обязан дать развод, если не удовлетворит требование.
- Неразрешенным – харам, если ущемляются права женщины.
- Желательным – сунна, когда муж не может обеспечить жену, или жена совершила большие грехи.
Когда утрачиваются достоинства брака, семья распадается.
При невозможности уладить спор между супругами самостоятельно со стороны обеих семей могут быть присланы справедливые представители.Расторжение семейного союза порицаемо в шариате.
Развод – последний шаг, если все попытки к примирению оказались тщетными.По шариату, инициировать развод может как муж, так и жена. Мужчины в исламских странах наделены большими правами, чем женщины.
Браки распадаются чаще по инициативе мужей. Процедура состоит в трехкратном произнесении слова «талак» в присутствии двух свидетелей. Причину разрыва отношений мусульманин может не озвучивать — так сохраняется доброе имя бывшей жены.
Развод по инициативе женщины происходит реже, когда муж длительное время не выполняет супружеских обязанностей – не содержит жену, не живет в семье.Распространенные причины расторжения браков в мусульманских семьях:
- несерьезное отношение к церемонии брака, когда в отношения вступают с целью лучше узнать друг друга, пожить, а если не получится — разойтись;
-
несоблюдение законов шариата, пренебрежение обязанностями мужа или жены;
- длительное отсутствие мужа в семье;
- неприязнь со стороны родителей;
- работа жены, если муж относится халатно к обеспечению семьи;
- эгоизм, неуважение, нежелание изменять своим привычкам;
- существенные различия в вере, возрасте, социальном статусе, образовании;
- наличие второй жены.
10 правил развода в исламе

Самым нелюбимым дозволенным действием для Аллаха является развод Существует множество причин, почему супруги могут прийти к решению развестись.
Но, что бы не случилось в жизни мусульманина, первое, что ему следует делать, –размышлять, исходя из Корана, и искать решение в соответствии со своей верой.
Что говорит ислам о разводе? 1.
Ислам с неодобрением относится к разводу. Для Аллаха радостнее всего, когда его рабы, сплоченные однажды узами брака, живут в мире и любви. И даже при возникновении трудностей и разногласий, наша вера призывает нас к терпению, размышлению и стремлению сохранить брак.
Тем не менее, если не остается другого выхода, развод не является грехом. В хадисе сказано:
«Самым нелюбимым дозволенным действием для Аллаха является развод»
.
2. Аллах предписывает мужу и жене назначить судей с обоих сторон на первом шаге к примирению в процессе развода. 3. Если же примирение не состоялось, как мужчина, так и женщина, согласно Корану, имеют право развестись.
4. Развод, инициированный мужчиной, – талак. Произнесение талака мужчиной может быть устным и письменным, но, сделав его однажды, он должен соблюсти период ожидания идда (3 месяца), во время которого запрещены интимные отношения, даже при условии, что супруги живут в одном доме.
5. Развод, инициированный женой, – хуль. Женщина может требовать развод или хуль, если есть на то причина. В этом случае женщина возвращает свой махр, так как расценивается как нарушитель брачного договора.
6. В случае талака, когда муж является нарушителем брачного соглашения, он должен заплатить махр в полном объеме, если он был отсрочен, или же оставляет его полностью женщине, если уже был вручен.
7. В случае, если провинился мужчина, и женщина хочет развода, она может обратиться к судье с такой просьбой.
Она должна будет предоставить доказательство и доводы, свидетельствующие, что ее муж не выполнил свои супружеские обязанности. 8. Единственной оправданной и законной причиной для развода считается аморальное и противоречащее исламу поведение супруга. Например, если один из супругов занимается прелюбодейством.
9. Еще одной веской причиной для развода является отречение от ислама. Если мусульманин или мусульманка оставляет ислам, брак аннулируется. 10. Пророк (мир ему) сказал:
«Самым нелюбимым дозволенным действием для Аллаха является развод»
.
Супругам следует избегать развода. При возможности супруги должны стремиться избежать бракоразводного процесса.