Оперативная деятельность по экономическим преступлениям при фсб

Оперативная деятельность по экономическим преступлениям при фсб

Основные направления деятельности органов Федеральной службы безопасности по обеспечению экономической безопасности и борьбы с экономическими преступлениями


создание государственной системы мониторинга состояния обеспечения экономической безопасности РФ; оперативное обеспечение органов государственной власти РФ и ее субъектов информацией о состоянии угроз экономической безопасности, их характере, возможных последствиях, а также прогнозами в этой области; информационное взаимодействие всех органов власти; контроль за состоянием угроз экономической безопасности страны. Для достижения целей организации мониторинга необходимо решение следующих задач: ) разработка организационно-методического обеспечения проведения мониторинга, предусматривающего сбор и оценку информации с использованием пороговых значений и критериев экономической безопасности; ) разработка механизма получения информации о состоянии угроз экономической безопасности; ) оперативный анализ поступающей информации в целях предупреждения угроз экономической безопасности, а также обеспечение информацией о действиях органов власти в целях скорейшего и наиболее эффективного устранения их последствий.

В Доктрине информационной безопасности Российской Федерации, утвержденной Президентом РФ 9 сентября 2000 г.

№ Пр.-1895, существенное внимание уделено обеспечению информационной безопасности в области экономики страны, которое играет ключевую роль в обеспечении национальной безопасности Российской Федерации.

Воздействию угроз информационной безопасности Российской Федерации в сфере экономической безопасности наиболее подвержены: система государственной статистики; кредитно-финансовая система; информационные и учетные автоматизированные системы подразделений федеральных органов исполнительной власти, обеспечивающих деятельность общества и государства в сфере экономики; системы бухгалтерского учета предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности; системы сбора, обработки, хранения и передачи финансовой, биржевой, налоговой, таможенной информации и информации о внешнеэкономической деятельности государства, а также предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности. Серьезную угрозу для нормального функционирования экономики в целом представляют компьютерные преступления, связанные с проникновением криминальных элементов в компьютерные системы и сети банков и других организаций.

Недостаточность нормативной правовой базы, определяющей ответственность хозяйствующих субъектов за недостоверность или сокрытие сведений об их коммерческой деятельности, о потребительских свойствах производимых ими товаров и услуг, о результатах их хозяйственной деятельности, об инвестициях и т.п., препятствует нормальному функционированию хозяйствующих субъектов.

В то же время существенный экономический ущерб хозяйствующим субъектам может быть нанесен вследствие разглашения информации, содержащей коммерческую тайну.

В системах сбора, обработки, хранения и передачи финансовой, биржевой, налоговой, таможенной информации наиболее опасны противоправное копирование информации и ее искажение вследствие преднамеренных или случайных нарушений технологии работы с информацией, несанкционированного доступа к ней.

Занимается ли фсб экономическими преступлениями

/ / 08.03.2018 95 Views 13.03.2018 13.03.2018 13.03.2018 Отдел с экономическими преступлениями фсб В Главном управлении МВД по экономической безопасности и противодействию коррупции 14 и 15 февраля прошли обыски, сообщает «Интерфакс» со ссылкой на источник в правоохранительных органах.

По данным собеседника агентства, во время обысков были задержаны несколько человек, в том числе сотрудники ГУЭБ на уровне заместителей начальника управлений. Источник уточнил, что полицейские задержаны по подозрению в превышении должностных полномочий и провокации взятки. Полномочия органов федеральной службы безопасности Федеральным законом от 27 июля 2006 г.

Инфо Суды легко соглашаются с такой примитивной квалификацией экономических преступлений, и адвокатам приходится прилагать огромные усилия, чтобы заронить хотя бы тень сомнения в юридической обоснованности подобных подходов. В отделе по борьбе с экономическими преступлениями в Череповце прошли обыски Факт проведения обысков в отделе по борьбе с экономическими преступлениями и противодействию коррупции порталу Gorodche.ru подтвердили в пресс-службе регионального управления ФСБ. Были ли обнаружены документы и другие материалы, могущие дать повод для дальнейших задержаний, арестов и возбуждения новых уголовных дел, не сообщается.

Однако такая вероятность существует. Кроме того, к подследственности ФСБ относятся: терроризм, угон воздушного или водного транспорта, либо железнодорожного состава, государственная измена, шпионаж, посягательство на жизнь госдеятеля, подготовка захвата госвласти, вооруженный мятеж, призывы к мятежу, диверсия, разглашение гостайны и утрата документов, содержащих гостайну, незаконное пересечение государственной границы, производство запрещенного оружия массового поражения и наемничество.

Плюс некоторые преступления, совершаемые сотрудниками ФСБ, Службы внешней разведки, Федеральной службы охраны. Остальные составы преступлений никакого отношения к Федеральной службе безопасности не имеют.

Это — что касается подследственности, то есть определения того правоохранительного органа, который будет вести дело.

Но существует еще и так называемое оперативное сопровождение следствия.

Внимание ЖИЗНЬ ТЕЧЕТ, И КОЕ-ЧТО МЕНЯЕТСЯ Обычные для прошлых лет темы обращения граждан в ФСБ — это сообщения о готовящихся или совершенных преступлениях, а также незаконная деятельность иностранных организаций или шпионские страсти — уступили первенство терроризму, вернее сообщениям о подозрительных находках или поведении. Российские граждане, испытавшие в последние годы на себе ужасающую повседневность терактов, которые могут нас достать где угодно — в метро, дома в постели, в концертном зале или на стадионе, — стали гораздо бдительнее.

А борьба с терроризмом находится в ведении ФСБ по пункту «Д» статьи 12 главы 3 Закона «Об органах федеральной службы безопасности». Именно эта спецслужба должна выявлять, предупреждать и пресекать факты терроризма.

Коллегия адвокатов

ЧЕМ ЗАНИМАЕТСЯ ФСБ Вряд ли есть человек, которому надо объяснять, для чего существуют так называемые «компетентные органы».

И, тем не менее, в разные времена органы безопасности в России выполняли разные функции.

Но две из них оставались неизменными — контрразведывательная деятельность и борьба с преступностью. В Федеральном законе

«Об органах федеральной службы безопасности в Российской Федерации»

эти две функции названы основными направлениями деятельности ФСБ. Новым в этом законе оказалась четкая формулировка пределов полномочий компетентных органов:

«Деятельность органов Федеральной службы безопасности, применяемые ими методы и средства не должны причинять ущерб жизни и здоровью людей и наносить вред окружающей среде»

(статья 8, глава 2).

Сегодня деятельность ФСБ регулируется, в частности, федеральными законами

«Об органах федеральной службы безопасности в Российской Федерации»

(принят 3 апреля 1995 года), «Об оперативно-розыскной деятельности» (принят 12 августа 1995 года), а еще Положением о Федеральной службе безопасности и ее структурах (утверждено Указом Президента РФ от 11 августа 2003 года). Поскольку ФСБ это федеральный орган исполнительной власти, во всех перечисленных законах учтена необходимость этой службы взаимодействовать с населением, вести прием граждан и рассматривать их предложения, заявления и жалобы по вопросам в пределах своих полномочий. Взаимодействие с населением — это важный аспект работы спецслужб, показывающий степень доверия людей и своего рода параметр легитимности службы.

ЖИЗНЬ ТЕЧЕТ, И КОЕ-ЧТО МЕНЯЕТСЯ Обычные для прошлых лет темы обращения граждан в ФСБ — это сообщения о готовящихся или совершенных преступлениях, а также незаконная деятельность иностранных организаций или шпионские страсти — уступили первенство терроризму, вернее сообщениям о подозрительных находках или поведении.

Российские граждане, испытавшие в последние годы на себе ужасающую повседневность терактов, которые могут нас достать где угодно — в метро, дома в постели, в концертном зале или на стадионе, — стали гораздо бдительнее. А борьба с терроризмом находится в ведении ФСБ по пункту «Д» статьи 12 главы 3 Закона «Об органах федеральной службы безопасности».

Именно эта спецслужба должна выявлять, предупреждать и пресекать факты терроризма. А в случае если террористический акт случился, ФСБ руководит спасательными операциями, в которых координирует деятельность других государственных органов по спасению заложников и задержанию террористов. Поэтому подавляющее большинство сообщений граждан о подозрительных лицах и вещах адресуется не местному участковому или постовому милиционеру (хотя МВД тоже уполномочено вести борьбу с терроризмом), а в первую очередь — ФСБ.

Видимо, российские граждане расценивают борьбу с терроризмом как задачу государственного масштаба, непосильную для милиционеров, больше увлеченных поборами с несчастных мигрантов, погоревших на фальшивой миграции.

Спецслужба расширила тематику своих расследований

Газета «Коммерсантъ» от 30.12.2016, стр. 8 В 2016 году сотрудники ФСБ продолжали расширять направления своей деятельности.

Спецслужба не только взяла на себя практически все самые громкие коррупционные расследования, но и стала активно участвовать в оперативном сопровождении и следственных действиях по уголовным делам и другой, ранее несвойственной чекистам направленности. Сейчас ФСБ самостоятельно занимается расследованием даже таких преступлений, как мошенничества, незаконная банковская деятельность и т.

Рекомендуем прочесть:  Банк баланс за 2020 год

п., которые ранее целиком относились к компетенции органов внутренних дел. Первые шаги ФСБ по освоению несвойственных ранее спецслужбе по тематике расследований можно отнести к 2011 году, когда чекисты стали участвовать в совместных оперативных разработках с Главным управлением экономической безопасности и противодействия коррупции (ГУЭБиПК) МВД России, которое к тому времени возглавил генерал Денис Сугробов.

Одной из первых таких операций стало задержание в ноябре по подозрению в незаконной банковской деятельности (ст.

172 УК РФ) теневого финансиста Романа Недялко. Возглавляемая им группа менее чем за год незаконно вывела за рубеж около 100 млрд руб., заработав на этом 1 млрд руб. Затем последовал ряд основанных на совместных разработках громких дел: «Оборонсервиса», о хищениях более ста объектов государственной недвижимости в Москве общей стоимостью более 10 млрд руб., Мастер-банка и многих других.

Ситуация резко изменилась в 2014 году, когда партнерские отношения между «смежниками» были разрушены из-за дела ОПС в ГУЭБиПК. Напомним, что полицейские оперативники взяли в разработку полковника ФСБ, предложив ему через агента $10 тыс. за крышевание бизнеса. Однако в оперативной комбинации чекисты переиграли коллег из МВД, в результате чего была задержана, а впоследствии арестована целая группа руководителей и сотрудников ГУЭБиПК, включая генерала Дениса Сугробова и его заместителя Бориса Колесникова.

Им инкриминировали создание ОПС, провокацию взятки, а также превышение должностных полномочий при расследовании примерно десятка уголовных дел. Сейчас слушание дела полицейского ОПС завершается в Мосгорсуде, где гособвинитель запросил для генерала Сугробова 22 года колонии строгого режима.

Именно после этой истории чекисты и стали самостоятельно расследовать дела, которыми ранее занимались совместно с коллегами из МВД. Первое такое громкое дело было возбуждено в июле 2015 года следственным управлением ФСБ по Крыму по ч.

4 ст. 159 (мошенничество, совершенное группой лиц в особо крупном размере) в отношении министра промышленной политики республики Андрея Скрынника. Он, по версии следствия, якобы незаконно помог завладеть двум гражданам имуществом Бахчисарайского районного потребительского общества на общую сумму 48 млн руб. Глава Крыма Сергей Аксенов тогда назвал задержание министра «чистой провокацией», однако в декабре того же года Андрей Скрынник лишился своей должности.

А дела о мошенничестве прочно закрепились в практике ФСБ. Уже через

Борьба с преступностью

Наряду с контрразведывательной деятельностью одним из основных направлений деятельности ФСБ Российской Федерации является борьба с преступностью, что предполагает совокупность мер экономического, политико-правового, психологического, организационно-технического характера, направленных на: устранение либо ослабление факторов, способствующих совершению преступлений; предупреждение, пресечение, раскрытие, расследование и регистрацию преступлений; предотвращение негативных последствий совершенных преступлений и др. Органы ФСБ ведут борьбу с преступностью по составам преступлений, определенным законом.

Статья 126 УПК РСФСР (новая редакция) дает перечень преступлений, дознание и предварительное следствие по которым отнесены к ведению органов ФСБ Российской Федерации. В этот круг преступлений входят: шпионаж, террористическая деятельность, организованная преступность, коррупция, незаконный оборот оружия и наркотических средств, контрабанда, деятельность незаконных вооруженных формирований, преступных групп, отдельных лиц и общественных объединений, ставящих своей целью насильственное изменение конституционного строя России и некоторые другие. На органы ФСБ федеральными законами и иными нормативными актами федеральных органов государственной власти могут возлагаться и другие задачи в сфере борьбы с преступностью.

В целях повышения эффективности борьбы с преступностью, быстрого и полного раскрытия преступлений, отнесенных законодательством Российской Федерации к ведению органов безопасности, Указом Президента Российской Федерации от 22 ноября 1994 года №21061 было создано Следственное управление ФСК Российской Федерации (сейчас ФСБ РФ); а также созданы следственные подразделения в органах контрразведки Российской Федерации (ФСБ РФ), на которые были возложены организация и производство предварительного следствия по делам о вышеуказанных преступленияx.
В целях борьбы с преступностью органы ФСБ имеют право осуществлять оперативно-розыскные мероприятия по предупреждению, пресечению и раскрытию вышеуказанных преступлений, осуществлять дознание и предварительное следствие по этим преступлениям, иметь и использовать следственные изоляторы, беспрепятственно входить в жилые помещения и в помещения учреждений, предприятий, организаций при пресечении преступлений или преследовании подозреваемых лиц, проверять у граждан документы при наличии оснований подозревать их в совершении преступлений и т.д.

(ст. 13 Ф3 «Об органах ФСБ в РФ»).

проводится путем осуществления оперативно-розыскных мероприятий в рамках оперативно-розыскной деятельности в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации «Об оперативно-розыскной деятельности», уголовным и уголовно процессуальным законодательством Российской Федерации, а также Федеральным законом «Об органах ФСБ в РФ».

Экспертиза

Чтобы разобраться с вопросом, имеют ли право сотрудники ФСБ заниматься расследованием экономических преступлений, мы обратились за комментариями в официальные инстанции и к известным адвокатам.

Семен АРИЯ: — Из всех составов. Чтобы разобраться с вопросом, имеют ли право сотрудники ФСБ заниматься расследованием экономических преступлений, мы обратились за комментариями в официальные инстанции и к известным адвокатам. Семен АРИЯ: — Из всех составов преступления, относящихся к подследственности ФСБ, только два экономических.

Ст. 188 УК части 2-я и 4-я — контрабанда, квалифицированная или совершенная организованной группой. Второй состав — ст. 189 — незаконный экспорт предметов военного применения.

Имеются в виду технологии, научные разработки и т.д.

И это все. Остальные статьи Уголовного кодекса, связанные с экономикой, распределены между прокуратурой и милицией.

Кроме того, к подследственности ФСБ относятся: терроризм, угон воздушного или водного транспорта, либо железнодорожного состава, государственная измена, шпионаж, посягательство на жизнь госдеятеля, подготовка захвата госвласти, вооруженный мятеж, призывы к мятежу, диверсия, разглашение гостайны и утрата документов, содержащих гостайну, незаконное пересечение государственной границы, производство запрещенного оружия массового поражения и наемничество. Плюс некоторые преступления, совершаемые сотрудниками ФСБ, Службы внешней разведки, Федеральной службы охраны.

Остальные составы преступлений никакого отношения к Федеральной службе безопасности не имеют. Это — что касается подследственности, то есть определения того правоохранительного органа, который будет вести дело. Но существует еще и так называемое оперативное сопровождение следствия. Например, прокуратура расследует экономическое преступление.

Состав следственной бригады и ее руководитель в этом случае определяются вышестоящим прокурором или его заместителем. Если в состав следственной бригады сотрудники ФСБ не были включены на правах следователей, то следователь прокуратуры, ведущий дело, имеет право направить в соответствующий территориальный орган ФСБ поручение на выполнение тех или иных оперативных мероприятий, которые проводятся в рамках закона об ОРД (оперативно-разыскной деятельности). В этом законе тоже вольницы нет — все действия строго расписаны.

Петр ТРИБОЙ, бывший следователь Генеральный прокуратуры по особо важным делам: — Привлекать или не привлекать сотрудников ФСБ для оперативного сопровождения расследования зависит от объема предстоящей работы и ее характера. Например, следователь предполагает, какую именно информацию ему необходимо получить от оперативников.

Или уже есть фигуранты, или выдвинуты определенные версии — это лишь некоторые причины. Понятно, что одному следователю не каждое дело под силу расследовать без оперативного сопровождения. Если состав дела экономический, обычно подключают МВД, если терроризм — ФСБ, то есть того, в чьей компетенции находится данный вопрос.

Обеспечение экономической безопасности РФ органами ФСБ

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОРГАНАМИ ФСБ Я согласен: и впредь не платите! Пусть шатает мяня на ходу, Не давайте жилья, не кормите: Все равно я на службу приду!

Денег нет и не ясна причина, Почему не дают, лишь берут.

Труд создал из меня гражданина, Для которого важен сам труд. День получки! Нет траурней даты, Просто нет ее в этом году! Не платите паек и зарплату, Все равно я на службу приду!

(Из фольклора сотрудников ФСБ) Российская Федерация переживает сложный исторический этап становления новых социально-экономических отношений. Наряду с определенными положительными результатами, достигнутыми за эти годы (преодоление дефицитности, развитие финансовых и коммерческих структур и т.д.), по многим направлениям проявляются негативные явления: падение производства, вялость инвестиционного процесса, тенденции технического и технологического отставания от наиболее развитых стран, усиление зависимости от импорта продовольствия, других необходимых товаров, оборудования и технологий, резко увеличивающаяся дифференциация в уровне жизни наиболее и наименее обеспеченных слоев общества. С позиций национальной безопасности именно экономика России является сегодня ее наиболее слабым звеном.

Поэтому в нынешней ситуации обеспечение экономической безопасности для Российского государства является одной из важнейших задач. Если попытаться сформулировать понятие `экономическая безопасность`, то оно могло бы выглядеть следующим образом.

Экономическая безопасность — составная часть общей системы безопасности страны, основанная на независимости, эффективности и конкурентоспособности экономики, выраженных через систему критериев и показателей ее состояния, в которой ключевой подсистемой является производственная, качество которой поддерживается другими подсистемами (сырьевой, кредитно-финансовой, технологической), а также всеми государственными органами через правовые, организационные, политические и другие меры, для создания благоприятных внутренних и внешних условий развития экономики, направленной на удовлетворение общественных потребностей на национальном и международном уровнях.

Экономическая безопасность страны сегодня выдвинулась в число проблем, привлекающих пристальное внимание специалистов самого различного профиля, включая представителей спецслужб.

Связано это, прежде всего, с тем, что экономическая сфера государства является стержневой и определяет жизнеспособность прочих сфер.

Влияние экономической сферы на другие более ощутимо, чем влияние этих сфер на нее. Соответственно и экономическая безопасность является доминирующей по отношению к прочим видам безопасности.

Раньше считалось, что экономическая безопасность — прерогатива органов госбезопасности. Бесспорно, правоохранительные органы, спецслужбы, в том числе и ФСБ России, — важное звено обеспечения экономической безопасности государства.

Однако не следует переоценивать роль этого звена. Если сама структура экономики не обеспечивает безопасности, то вряд ли специальная надстройка над ней в виде особой системы обеспечения безопасности способна ее успешно реализовать.

Обеспечение экономической безопасности российской федерации органами фсб

ОбозревательОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОРГАНАМИ ФСБ 1998 № 12 (107) Обозреватель — Observer Эксклюзив М.АРСЕНТЬЕВ, консультант Совета Федерации РФ, член рабочей группы по проблеме наукоградов, член-корреспондент Академии проблем качества, полковник ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОРГАНАМИ ФСБ Российская Федерация переживает сложный исторический этап становления новых социально-экономических отношений.

Наряду с определенными положительными результатами, достигнутыми за эти годы (преодоление дефицитности, развитие финансовых и коммерческих структур и т.д.), по многим направлениям проявляются негативные явления: падение производства, вялость инвестиционного процесса, тенденции технического и технологического отставания от наиболее развитых стран, усиление зависимости от импорта продовольствия, других необходимых товаров, оборудования и технологий, резко увеличивающаяся дифференциация в уровне жизни наиболее и наименее обеспеченных слоев общества. С позиций национальной безопасности именно экономика России является сегодня ее наиболее слабым звеном.

Поэтому в нынешней ситуации обеспечение экономической безопасности для Российского государства является одной из важнейших задач. Если попытаться сформулировать понятие «экономическая безопасность», то оно могло бы выглядеть следующим образом. Экономическая безопасность — составная часть общей системы безопасности страны, основанная на независимости, эффективности и конкурентоспособности экономики, выраженных через систему критериев и показателей ее состояния, в которой ключевой подсистемой является производственная, качество которой поддерживается другими подсистемами (сырьевой, кредитно-финансовой, технологической), а также всеми государственными органами через правовые, организационные, политические и другие меры, для создания благоприятных внутренних и внешних условий развития экономики, направленной на удовлетворение общественных потребностей на национальном и международном уровнях.

Экономическая безопасность страны сегодня выдвинулась в число проблем, привлекающих пристальное внимание специалистов самого различного профиля, включая представителей спецслужб.

Связано это, прежде всего, с тем, что экономическая сфера государства является стержневой и определяет жизнеспособность прочих сфер. Влияние экономической сферы на другие более ощутимо, чем влияние этих сфер на нее.

Соответственно и экономическая безопасность является доминирующей по отношению к прочим видам безопасности. Раньше считалось, что экономическая безопасность — прерогатива органов госбезопасности.

Бесспорно, правоохранительные органы, спецслужбы, в том числе и ФСБ России, — важное звено обеспечения экономической безопасности государства. Однако не следует переоценивать роль этого звена.

Если сама структура экономики не обеспечивает безопасности, то вряд ли специальная надстройка над ней в виде особой системы обеспечения безопасности способна ее успешно реализовать.

Участие органов ФСБ в борьбе с налоговыми преступлениями

Дисциплина: Экономика Тип работы: Реферат Тема: 23СОДЕРЖАНИЕВВЕДЕНИЕ 31.

НАЛОГОВАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ В РОССИИ 52. УЧАСТИЕ ОРГАНОВ ФСБ В БОРЬБЕ С НАЛОГОВЫМИ ПРЕСТУПЛЕНИЯМИ 12ЗАКЛЮЧЕНИЕ 16ЛИТЕРАТУРА 18ВВЕДЕНИЕПерестройка политической системы и преобразования в экономике России с неизбежностью повлекли за собой значительные перемены во всех сферах жизни российского общества.

Следствием перехода к рыночной экономике стало коренное изменение системы сбора налогов.

Работавшая годами система сбора налогов оказалась непригодной в новых условиях. А так как процессы преобразований были настолько стремительны, законодатели не успевали даже просто фиксировать изменения, которые зачастую носили противоречивый характер, не говоря о создании продуманной нормативной базы, результатом чего, естественно, стала излишне сложная система налогообложения.Говоря о недополучении налогов в бюджет, нельзя не упомянуть о еще одном важном моменте — это сложности в определении налогооблагаемой базы, неблагоприятное влияние на которую оказывают:- сокращение объемов промышленного и сельскохозяйственного производства;- высокое количество убыточных и низко-рентабельных предприятий;- рост кредиторской и дебиторской задолженности и взаимных неплатежей предприятий;- снижение активности банковской системы;- растущая скрытая и явная безработица;- продолжающийся рост цен на промышленные и продовольственные товары, сочетающийся с высокой долей населения, имеющего доходы ниже черты бедности;- задержки выплат заработной платы.В результате получается заколдованный круг: из-за недополучения средств в бюджет государство не может должным образом решать стоящие перед ним социальные и экономические задачи, а следствие этого опять же непополнение бюджета по причинам, обозначенным выше.Очень интересную причину низкого поступления налоговых платежей называет В.Д.

Ларичев — это так называемая теневая экономика.

По данным ФСБ, теневой денежный оборот в России в настоящее время составляет 50 трлн. руб. Удельный вес теневой экономики в развитых странах обычно равен 5-10% валового внутреннего продукта, а в России он достигает 40% (пугающие цифры, не правда ли?).

И, естественно, никакие налоги с этих средств не уплачиваются. В данной работе мы рассмотрим вопросы налоговой преступности, борьбу с бюджетообразующими налоговыми преступлениями как предмет деятельности ФСБ.1. НАЛОГОВАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ В РОССИИЭкономическая ситуация, сложившаяся в России в период перехода к рынку, потребовала создания принципиально новой эффективной налоговой системы.

ФСБ лидирует по выявлению экономических преступлений

Четверть всех выявленных экономических преступлений в стране приходится на долю ФСБ. За последние пять лет спецслужба вдвое увеличила свой вклад в борьбу с преступностью, потеснив Следственный комитет, передает pasmi.ru. ФСБ вырывается вперед Если раньше федеральная служба безопасности занималась в основном ловлей шпионов, террористов и экстремистов, то в последние годы ее следователи все больше занимаются экономическими делами.

Хищения при выполнении госзаказов, превышение полномочий чиновниками при использовании бюджетных средств, взятки крупных госслужащих — практически ни одно крупное дело, в котором фигурирует круглая сумма или высокопоставленный чиновник, не обходится без оперативного сопровождения ФСБ, которое нередко приводит к тому, что расследуют дело тоже чекисты.

Как сообщает издание «Открытые медиа», в первом полугодии 2020 года на сотрудников ФСБ приходился 1% всех выявленных преступлений в России.

Из 993 тысяч выявленных за шесть месяцев преступлений ФСБ досталось 9778 — это на 5,7% больше, чем в I полугодии 2017 года. А всего за последние пять лет доля преступлений, выявленных ФСБ, выросла в два раза — с 0,4% в 2013 году до 0,98% в первом полугодии 2020 года. Скоро спецслужба догонит по этому показателю Генпрокуратуру, которая выявляет 1,5% преступлений в стране.

Больше всего преступлений сотрудники ФСБ выявляют в экономической сфере — 28% от общего количества. Прежде всего это преступления, связанные с коррупцией и извлечением преступной выгоды в особо крупном размере. Почти 10% всех коррупционных дел в стране возбуждается следователями ФСБ.

При этом преступлений террористического и экстремистского характера в производстве у ФСБ становится все меньше — за отчетный период на это направление пришлось только 4% и 2,4% соответственно от всех расследований службы. Еще в 2010 году глава Следственного комитета России Александр Бастрыкин заявил, что ФСБ нужно сосредоточиться на уголовных делах о шпионаже, тогда как все экономические преступления должны отойти к СКР. Пожелание Бастрыкина было проигнорировано, а ФСБ нарастила свое присутствие в сфере расследований.

В феврале 2017 года Путин на расширенном заседании коллегии ФСБ отнес обеспечение экономической безопасности и борьбу с коррупцией к «ключевым направлениям деятельности ФСБ».