Правозащитная деятельность уполномоченного по правам человека в рф
Оглавление:
- Уполномоченный
- Правозащитная деятельность уполномоченного по правам человека в странах снг
- 2.3 Полномочия и порядок деятельности Уполномоченного по правам человека в РФ
- Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации
- Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации
- Права человека в России
- Права уполномоченного по правам человека в РФ: должность, деятельность
- Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации
Уполномоченный
Институт Уполномоченного по правам человека является новым для России. В соответствии с действующим законодательством и практикой, деятельность Уполномоченного не заменяет и не подменяет деятельность других государственных органов, обеспечивающих защиту и восстановление прав и свобод граждан. Она лишь способствует совершенствованию их работы в данной области, указывает на имеющиеся недостатки и проблемы, в том числе связанные с действием или бездействием тех или иных органов и должностных лиц, содействует реализации прав граждан перед лицом бюрократических структур.
Основными направлениями деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации являются: -рассмотрение жалоб и обращений о нарушениях прав и свобод человека и гражданина, принятие мер по их восстановлению; -анализ законодательства Российской Федерации в области прав человека и гражданина, подготовка рекомендаций по его совершенствованию и приведению в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права; -развитие международного сотрудничества в области прав человека; -правовое просвещение по вопросам прав и свобод человека, форм и методов их защиты; -подготовка ежегодного доклада о деятельности и направление его Президенту Российской Федерации, в Совет Федерации и Государственную Думу, Правительство Российской Федерации, Конституционный Суд Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации и Генеральному прокурору Российской Федерации; -выступления с докладами на заседаниях Государственной Думы в случаях грубого или массового нарушения прав и свобод граждан; -направление в Государственную Думу специальных докладов по отдельным вопросам соблюдения прав и свобод граждан в Российской Федерации; -обращение в Государственную Думу с предложениями о создании парламентских комиссий по расследованию фактов нарушения прав и свобод граждан и о проведении парламентских слушаний, участие в работе указанных комиссий и проводимых слушаниях; -обращение в суды общей юрисдикции и в Конституционный Суд Российской Федерации для защиты прав и свобод граждан; -принятие по собственной инициативе соответствующих мер в пределах своей компетенции при наличии информации о массовых или грубых нарушениях прав и свобод граждан либо в случаях, имеющих особое общественное значение или связанных с необходимостью защиты интересов лиц, не способных самостоятельно использовать правовые средства защиты; -анализ правоприменительной практики в области прав человека и гражданина и выработка предложений по ее совершенствованию; -информирование органов государственной власти и общественности о положении дел с соблюдением прав и свобод граждан в Российской Федерации; -направление государственным органам, органам местного самоуправления и должностным лицам замечаний и предложений общего характера, относящихся к обеспечению прав и свобод человека и гражданина, совершенствованию административных
Правозащитная деятельность уполномоченного по правам человека в странах снг
Статья Статья опубликована в рамках: Наука: Скачать книгу(-и): Библиографическое описание:Шишкина В.В.
ПРАВОЗАЩИТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА В СТРАНАХ СНГ // Научное сообщество студентов XXI столетия. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат.
XLII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 5(41). URL: (дата обращения: 09.10.2019) Проголосовать за статью Конференция завершена Эта статья набрала 0 голосов Дипломы участников У данной статьи нет дипломовстудент 1 курса, институт права ВолГУ, РФ, г. ВолгоградНаучный руководитель к.ю.н., старший преподаватель, г.
Волгоград Институт омбудсмена в настоящее время играет огромную роль в нашей жизни.
Правозащитная деятельность Уполномоченного по правам человека заключается, в первую очередь, в защите и восстановлении прав человека, результатов анализа и оценки состояния прав человека. Актуальность данной статьи заключается в рассмотрении особенностей правозащитной деятельности Уполномоченного по правам человека в странах СНГ на примере Российской Федерации и Республики Казахстан.
В современной литературе дается множество определений правозащитной деятельности. А.Н. Кокотов полагает правозащитная деятельность — деятельность, осуществляемая компетентными, правомочными субъектами, которые в рамках правозащитного производства оказывают юридическую помощь на устранении проблем в общественных отношениях по причине реализации прав и свобод человека[4].
В разных странах он называется по-разному. Можно привести такие примеры, как: омбудсмен, проведор, медиатор, Уполномоченный и т.д.
Также данный институт имеет общее название — омбудсмен. Данная должность впервые появилась в Швеции в 1809 году и называлась «парламентский омбудсмен» [6]. Как уже упоминалось выше, данного института в нашей стране не существовало до принятия Конституции РФ.
Должность Уполномоченного по правам человека закреплена в ст. 103 «д» [5]. А в феврале 1997 г. был принят Федеральный конституционный закон
«Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации»
[10].
Первым Уполномоченным по правам человека в РФ, назначенным постановлением Государственной Думы в 1994 г., стал известный российский правозащитник С.А. Ковалев [3]. Впоследствии он был отстранен от должности весной 1995 г.
Правозащитная деятельность Уполномоченного по правам человека (стр. 6 из 7)
Кроме этого Уполномоченный имеет право обратиться к депутатам Государственной Думы с предложением создать специальную парламентскую комиссию по изучению и расследованию фактов нарушений прав и свобод граждан, провести по этим вопросам парламентские слушания. Уполномоченный вправе лично участвовать в работе этой комиссии, а также парламентских слушаниях либо направить туда своего представителя.
Важной формой реагирования, которая присуща всем омбудсменам, и Российскому Уполномоченному в частности, является ежегодный доклад парламенту (во Франции медиатор представляет доклад еще и Президенту Республики). Кроме представления своего доклада Совету Федерации и Государственной Думе Уполномоченный обязан направить его в другие высшие органы государства: Президенту РФ, Правительству РФ, Конституционному Суду РФ, Верховному Суду РФ, Высшему Арбитражному Суду РФ, Генеральному прокурору РФ.
В случае необходимости для привлечения особого внимания к отдельным вопросам соблюдения прав и свобод граждан в РФ Уполномоченный имеет право направить специальный доклад в Государственную Думу.
Все ежегодные доклады Уполномоченного должны быть доведены до всеобщего обозрения. В этих целях они подлежат официальному опубликованию в официальном источнике – в “Российской газете”.
Специальные доклады по отдельным конкретным вопросам также могут быть опубликованы по решению Уполномоченного в “Российской газете” либо в других изданиях .
Законодательство РФ предусматривает юридическую ответственность за вмешательство в деятельность Уполномоченного. В соответствии со ст.17.2 КоАП РФ вмешательство в деятельность Уполномоченного по правам человека с целью повлиять на его решения влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей, неисполнение должностными лицами законных требований Уполномоченного по правам человека, а равно неисполнение должностными лицами обязанностей, установленных Федеральным конституционным законом
«Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации»
, влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей , воспрепятствование деятельности Уполномоченного по правам человека в иной форме влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей.
Уполномоченный по правам человека способствует совершенствованию законодательства РФ о правах человека и гражданина и приведению его в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права, развитию международного сотрудничества в области прав человека, правовому просвещению по вопросам прав и свобод человека, форм и методов их защиты. В Законе об Уполномоченном не сказано о праве законодательной инициативы Уполномоченного.
И мнение исследователей по этому поводу разделилось – некоторые высказываются в пользу наделения уполномоченных по правам человека правом законодательной инициативы, что существенно повысит его возможности и авторитет. В этом случае думается, такая коррекция Закона невозможна без внесения соответствующих изменений в Конституцию, а именно в ч.
2.3 Полномочия и порядок деятельности Уполномоченного по правам человека в РФ
курсовая работа Одним из главных способов реализации Уполномоченным своих контрольных функций является процесс рассмотрения жалоб граждан РФ, а также обращений иностранных граждан и лиц без гражданства.
Подобное правило существует в Новой Зеландии, Польше, Швеции и других странах. Вместе с тем, например, в Польше к нему могут обращаться политические, кооперативные, общественные организации, представители органов местного самоуправления. Граждане обращаются к Уполномоченному в случае неудовлетворения административным решением, порядком его применения или поведения должностного лица и в других случаях, когда нарушаются права заявителя органом государственной власти или чиновником.
В этой связи закреплено правило, в соответствии с которым жалоба может быть подана Уполномоченному на решения или действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных служащих только после того как гражданин обжаловал решения или действия (бездействие) в судебном либо административном порядке, но остался не согласен с принятым решением.
Законодатель устанавливает некоторые изъятия из сферы компетенции Уполномоченного, в соответствии с которыми Уполномоченный не рассматривает жалобы на решения Совета Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания РФ, а также законодательных (представительных) органов субъектов РФ. Гражданин может обращаться со своей жалобой, как к уполномоченному субъекта, так и к Уполномоченному на федеральном уровне. Если гражданин в начале обратился со своей жалобой к Уполномоченному по правам человека в субъекте РФ — это не является причиной для отказа в принятии жалобы по аналогичной проблеме Уполномоченным по правам человека в РФ.
В большинстве стран мира законодательством устанавливается определенный срок, в течение которого гражданин может подать жалобу омбудсмену. Так, например, в Новой Зеландии он равняется 12 месяцам, в Швеции — 2 годам с того момента, когда гражданину стало известно о нарушении его прав и т.д. Российский Закон устанавливает общее правило, в соответствии с которым жалоба может быть подана Уполномоченному не позднее истечения одного года со дня нарушения прав и свобод гражданина или с того дня, когда ему стало известно об их нарушении.
Введение такого срока не означает, что в случае его истечения Уполномоченный, если сочтет, что имеются особые обстоятельства, не может уже принять жалобу к своему рассмотрению. Компетенция Уполномоченного распространяется на жалобы граждан, находящихся в местах принудительного содержания, например, в тюрьмах, камерах предварительного заключения, колониях и т.п.
Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации
Институт омбудсмена или государственного правозащитника, выступающего в роли своеобразного адвоката общества перед государством, возник как один из важных механизмов общественного контроля над тем, как государство соблюдает свои обязательства в сфере прав и свобод человека.
Родиной института омбудсмена по праву считается Швеция, где еще в XIII веке омбудсменом назывался человек, который избирался для сбора от имени пострадавшей стороны денежной пени (виры) с преступников, совершивших убийство.
Со шведского языка слово «омбудсмен» переводится как «поверенный», «доверенное лицо». Поначалу, в эпоху абсолютной монархии, омбудсмены были людьми короны, призванными контролировать от имени верховной власти деятельность чиновников и судей. По мере перехода к конституционной монархии, омбудсмен стал осуществлять надзор за администрацией от имени парламента, что и получило закрепление в Конституции Швеции 1809 г.
Это два взаимосвязанных и взаимозависимых понятия, и именно поэтому демократическому государству необходим такой институт как омбудсмен, являющийся стабилизационным фактором и гарантом эффективного функционирования демократической системы. Особая потребность в этом институте появляется тогда, когда существующие государственные структуры зачастую лишь имитируют реализацию заложенных в Конституции и законах правозащитных положений, и возникает необходимость дополнительной защиты прав граждан против административного произвола.
Сегодня более чем в ста странах мира существуют уполномоченные по правам человека. Опыт их работы в странах Восточной Европы (Польше, Венгрии, Румынии, Словении и др.) показывает, что данные структуры возлагают на себя роль посредника между государственной властью и обществом в деле защиты прав человека, способствуют созданию демократического правового государства и развитию правосознания граждан и должностных лиц. Становление института уполномоченного по правам человека в Российской Федерации – одно из важнейших достижений демократических реформ в нашей стране.
Правовая основа института уполномоченного по правам человека (омбудсмена) в России была заложена Декларацией прав и свобод человека и гражданина РФ от 22 ноября 1991 г.
Следующим шагом по введению должности российского уполномоченного (омбудсмена) стали статьи 45 и 103 Конституции РФ (принятой в 1993 г.). Статья 45 Конституции гарантирует государственную защиту прав и свобод человека и гражданина в РФ, а статья 103 наделяет парламент правом назначения на должность и освобождения от должности уполномоченного по правам человека.
Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации
Должность Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации учреждается в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами (статья 1 Федерального конституционного закона от 26 февраля 1997г.
№ 1-ФКЗ
«Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации»
). Основная цель деятельности института уполномоченного по правам человека — содействие реализации прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации. Основные задачи, решаемые на пути к этой цели:
- восстанавливающая нарушенные права и свободы — исправление допущенной по отношению к человеку несправедливости и восстановление нарушенных государственными органами, органами местного самоуправления, должностными лицами и государственными служащими прав и свобод человека и гражданина;
- посредническая — предложение сторонам взаимно удовлетворяющего решения проблемы;
- правотворческая — совершенствование законодательства о правах и свободах человека и гражданина и приведение его в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права;
- информационно-воспитательная — просвещение по вопросам прав и свобод человека, форм и методов их защиты.
Функции института уполномоченного по правам человека:
- контрольная — осуществление независимого контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина государственными органами, органами местного самоуправления, должностными лицами, государственными служащими;
- консультационная — информирование указанных органов о положении дел с соблюдением прав и свобод граждан;
- координационная — организация согласованных действий различных органов по обеспечению прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации.
Таким образом, институт уполномоченного по правам человека является государственным органом, который участвует во всех четырех структурных элементах механизма обеспечения прав и свобод человека и гражданина: в охране, защите, пропаганде прав и свобод и оказании квалифицированной юридической помощи.
Правозащитная деятельность Уполномоченного по правам человека (стр.
2 из 7)
Учреждение института Уполномоченного по правам человека в РФ как государственного органа – одно из важнейших достижений демократических преобразований в России.
Для нашей страны создание такого института было явлением новым, хотя в мировой истории он уже известен давно.
В классическом виде институт омбудсмена был создан в 1809 году в Швеции. До Первой мировой войны институт уполномоченного представлял собой некую скандинавскую экзотику. А вот после Второй мировой войны он получил мощное развитие.
Именно в это время были приняты важные международные правовые документы в области прав человека. В частности, 10 декабря 1948 г.
– Всеобщая декларация прав человека. Эта дата, которую отмечает весь мир, стала Днем прав человека, Сегодня более чем в ста странах мира есть уполномоченные по правам человека.
Опыт их работы в странах Восточной Европы (Польше, Венгрии, Румынии, Словении и др.) показывает, что создание таких структур в большинстве случаев обеспечивает восполнение отсутствующего звена в отношениях государственной власти и населения, способствует строительству демократического правового государства, развитию правосознания граждан и должностных лиц.
После появления института омбудсмена в государствах Восточной и Центральной Европы в конце 80-х – начале 90-х гг. стали поступать предложения ученых (Э.М.
Аметистов, В. Кикоть, Н.Ю. Хаманева) об учреждении в нашей стране должности Уполномоченного по правам человека .
В основном до недавнего времени институт омбудсмена исследовался учеными (Ю.С.
Шемшученко, Г.А. Мурашин, В.А. Туманов, В.В. Маклаков, В.В. Бойцова и Л.В. Бойцова) в рамках административного и конституционного права зарубежных стран .
Исследованиями этой проблемы плодотворно занимались А.С. Автономов, Т.А. Васильева, И.С.
Власов, О.В. Воробьев, В. Гладышев, Н.М.
Касаткина, Н.С. Колесова, И.А. Ледях, Е.А. Лукашева, И.А. Мелик-Дадаев, М.А. Никифирова, Н.Ю. Трещетенкова.
В этот период появляется ряд интересных и глубоких работ по формированию института омбудсмена в России, защите прав граждан в различных сферах, анализируется зарубежный опыт . В 1997 г. Институт государства и права выпустил сборник “Защита прав человека” (под ред. члена — корреспондента РАН Е.А.
Лукашевой). Важной вехой стало принятие в ноябре 1991 г. Верховным Советом Декларации прав человека и гражданских свобод, в которой декларировалась необходимость парламентского Уполномоченного по правам человека.
Тем самым была создана правовая основа для дальнейшей работы по конституционной регламентации этого независимого института. При подготовке конституционных проектов институт Уполномоченного по правам человека оказался в сфере повышенного внимания политиков и законодателей.
В Конституции РФ (п. “д” ч. 1 ст. 103) были заложены нормы, согласно которым к ведению Государственной Думы относятся назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с Федеральным конституционным законом.
Правозащитному институту был придан статус конституционного.
Права человека в России
Фонд «В защиту прав заключенных» Правозащитная организация, которая осуществляет защиту прав человека, нарушенных в системе исполнения наказания. Фонд рассматривает только те жалобы, которые касаются нарушений прав заключенного (человека, содержащегося в местах лишения свободы).
Сайт: «За права человека» Общероссийское общественное движение «За права человека» создано 20 ноября 1997 года. Изначально оно было задумано как федерация правозащитных организаций.
Движение объединило десятки уже готовых, часто зарегистрированных региональных правозащитных организаций, так и постоянно возникающих инициативных групп.
Девизом Движения стали слова: «Право. Справедливость, Сострадание». Уставной целью Общероссийского Движения «За права человека» было провозглашено становление правового государства и развитие гражданского общества в России.
Сайт: Комитет «Гражданское содействие» Региональная общественная благотворительная организация помощи беженцам и вынужденным переселенцам.
Комитет создан в 1990 году группой москвичей для помощи первым беженцам эпохи «перестройки» и распада СССР – жертвам армянских погромов в Азербайджане. Сайт: Комитет «За гражданские права» Межрегиональная общественная благотворительная правозащитная организация. Основные виды деятельности — мониторинг соблюдения прав человека (в том числе — в местах заключения и предварительного содержания); заочно-правовые консультации; проведение семинаров, пресс-конференций и иных мероприятий.
Сайт: «Комитет против пыток» Российская некоммерческая организация, работающая в сфере защиты прав человека.
В настоящее время Комитет имеет официальный статус межрегиональной общественной организации. Комитет был основан в 2000 году рядом известных нижегородских правозащитников как правозащитная организация, задачей которой стало осуществление общественного контроля за ситуацией, связанной с проблемой распространения практики применения пыток и жестокого обращения в России и оказания профессиональной юридической и медицинской помощи жертвам пыток.
Сайт: Международное общество «Мемориал» «Мемориал» – это движение, основной задачей которого изначально было сохранение памяти о политических репрессиях в недавнем прошлом нашей страны. Сейчас это содружество десятков организаций в России, Беларуси, Германии, Италии, Франции, Казахстане, Латвии, Украине, ведущих исследовательскую, правозащитную и просветительскую работу. Сайт: Московская Хельсинкская группа Старейшая из ныне действующих в России правозащитных организаций, она была создана в 1976 году в Москве.
Инициатором и первым руководителем МХГ стал известный физик, член-корреспондент Академии наук Армянской ССР, профессор Юрий Федорович Орлов. Согласно Уставу, принятому в 1993 году, Московская Хельсинкская группа является неправительственной общественной организацией.
Ее цель — содействие практическому выполнению гуманитарных статей Заключительного акта Хельсинкского совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ).
Сайт:
Права уполномоченного по правам человека в РФ: должность, деятельность
February 13, 2017 Обсудить 0 0 Аппарат уполномоченного по правам человека в РФ сформировался под влиянием европейской традиции. Стоит сказать, что этот институт функционирует сегодня во многих государствах. Его особенностью является то, что он, с одной стороны, находится между гражданским обществом и властью, а с другой – выступает как социальный агент.
Рассмотрим далее деятельность уполномоченного по правам человека в РФ. Должность уполномоченного по правам человека в РФ предусматривается Конституцией.
Она утверждается 103 статьей. Целью ее установления является обеспечение гарантий защиты свобод, прав граждан, их соблюдения госорганами, структурами местной власти и их служащими. Назначение на пост и освобождение с него осуществляются Госдумой.
Однако установлено, что уполномоченный по защите прав человека РФ неподотчетен никаким органам и является независимым Уполномоченный по правам человека при Президенте РФ:
- Независим.
- Реализует рекомендательные контрольные функции, осуществляя надзор за решениями и действиями исполнительных органов и служащих.
- Обеспечивает охрану интересов граждан.
- Обладает государственно-социальным статусом.
- Принадлежит к представительной ветви госвласти и вместе с тем к общественным институтам.
Предложения о кандидатах на должность омбудсмена вносятся в Госдуму в течение месяца до завершения срока полномочий действующего должностного лица. Назначение на пост и освобождение от него осуществляется тайным голосованием депутатов. Госдума принимает соответствующее постановление не позднее месяца с даты окончания срока полномочий действовавшего омбудсмена.
Каждую кандидатуру включают в список голосования 2/3 голосов депутатов.
При вступлении в должность непосредственно после назначения на заседании Госдумы омбудсмен приносит присягу.
Срок полномочий должностного лица – 5 лет. Омбудсмен не может назначаться на пост более чем два раза подряд. Полномочия должностного лица прекращаются в момент принесения присяги новым избранным гражданином.
Работа омбудсмена направлена на:
- Совершенствование законодательства, касающегося обеспечения охраны интересов и свобод граждан, приведение его в соответствие с международными нормами и принципами.
- Развитие сотрудничества с зарубежными институтами.
- Юридическое просвещение населения о формах, методах защиты прав.
- Восстановление нарушенного права.
Омбудсмен:
- Рассматривает жалобы на бездействия/действия госорганов, местных структур власти, госслужащих и прочих должностных лиц.
- Обращается в нижнюю палату парламента с предложением о создании комиссии по фактам нарушения интересов населения, проведении слушаний. Кроме этого, омбудсмен самостоятельно
- Выступает с докладом на заседании Госдумы при грубом или массовом нарушении свобод и прав граждан.
- Обобщает итоги рассмотрения заявлений.
- Изучает и анализирует информацию о нарушении интересов и ущемлении свобод граждан.
Правозащитная деятельность Уполномоченного по правам человека (стр.
1 из 7)
Содержание Введение 1. Становление и развитие института Уполномоченного по правам человека в РФ государственно-правовой системе РФ 1.2 Основные этапы развития института Уполномоченного по правам человека в РФ 1.3 Законодательное регулирование института Уполномоченного по правам человека в РФ 2.
Правовой статус Уполномоченного по правам человека в РФ 2.1 Порядок назначения и освобождения от должности Уполномоченного по правам человека в РФ 2.2 Функции Уполномоченного по правам человека в РФ 2.3 Полномочия и порядок деятельности Уполномоченного по правам человека в РФ 3.
Правовые проблемы участия Уполномоченного по правам человека в совершенствования законодательства в РФ Заключение Список использованных источников Введение Сегодня интерес к человеку, проблеме достоинства личности становится одним из основных проявлений подлинного демократизма в жизни современного общества.
Вступление России в Совет Европы обусловило необходимость приведения российского законодательства в соответствие с международными и европейскими стандартами в области защиты прав и свобод человека . Решению такой сложной задачи как необходимости поиска новых институциональных форм, которые помогли бы сделать механизм защиты прав человека в России более эффективным, максимально затруднить возможность их бесконтрольного попрания со стороны государства и его служащих, могло бы способствовать создание и развитие института Уполномоченного по правам человека (омбудсмена), который сформировался в рамках европейской правовой традиции и существует сегодня во многих странах мира. Его особая роль состоит в том, что он находится как бы между обществом и властью, являясь своеобразным “мостом” между ними, каналом обратной связи.
С одной стороны, это орган государства, имеющий достаточную степень самостоятельности, но в то же время это и агент гражданского общества, призванный реагировать на нарушения прав человека со стороны государственных структур и чиновников и применять предоставленные ему меры воздействия. В принципе любой государственной машине свойственно стремление подмять под себя общество. Весь вопрос лишь в эффективности сдерживающих механизмов, стоящих на страже права и гражданской свободы, не дающих государству пустить свои корни в общественную среду слишком глубоко.
Таким механизмом мог бы стать институт омбудсмена, который сегодня, пусть болезненно и трудно, но все-таки возникает в России. Задачей Уполномоченного по правам человека по Конституции РФ 1993 г. является обеспечение свободы отношений между гражданами и государственными структурами, защита граждан от правонарушений и бюрократических извращений .
По мнению Уполномоченного по правам человека в РФ В.П. Лукина “… этот институт создан для того, чтобы осуществлять государственную защиту прав человека внесудебными методами. Это дополнительные методы. Уполномоченный не влияет существенным образом на судебную практику, но до суда и после суда, комментируя его с точки зрения процессуальных возможных нарушений, он существенным образом влияет на восстановление утерянных прав.
Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации
Должность уполномоченного по правам человека в Российской Федерации учреждена в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами. Уполномоченный независим и неподотчетен каким-либо государственным органам и должностным лицам.
Введение чрезвычайного или военного положения на всей территории Российской Федерации или на ее части не прекращает и не приостанавливает деятельности уполномоченного и не влечет ограничения его компетенции. Уполномоченный обладает неприкосновенностью в течение всего срока полномочий и не может быть привлечен к судебной ответственности, задержан, арестован, подвергнут обыску без согласия Государственной Думы. Уполномоченный вправе беспрепятственно посещать органы власти и местного самоуправления, предприятия, учреждения и организации, воинские части, общественные объединения; запрашивать и получать необходимые документы и материалы; получать объяснения должностных лиц и госслужащих; проводить проверки деятельности госорганов, органов местного самоуправления и должностных лиц; знакомиться с уголовными, гражданскими и административными делами, включая прекращенные.
Другие материалы по теме
- Втб банк ипотека без первоначального взноса калькулятор
- Как начислялась пенсия в 1997 году
- Как написать претензию в транспортную компанию энергия о потере груза
- Ответственность родителей за имущественый вред причиненый несовершенолетним
- Что нужно предьявить при переоформление авто
- Продажа машины через автосалон
- Какие документы нужны для приглашения иностранного гражданина в россию