Управление социальной сферой

Управление социальной сферой

Оглавление:

Управление социальной сферой


Главными компонентами социальной сферы являются:

  1. государство – выполняет роль бюджета и внебюджетных фондов;
  2. частные институты.
  3. кредитно-финансовые институты;

В системе управления социальной сферой выделяют:

  1. контроль за исполнением актов о соцзащите, ответственность в случае их нарушения.
  2. меры по социальной защите,
  3. управляющую и управляемую подсистемы,

Управляющая подсистема включает:

  1. органы местного самоуправления;
  2. благотворительные организации;
  3. государственные органы социальной защиты всех уровней;
  4. исполнительные органы власти;
  5. лица, занимающиеся благотворительностью.

Управляемая подсистема включает в себя:

  1. граждане, нуждающиеся в социальной защите в соответствии с законодательством РФ.
  2. учреждения социальной сферы;

Субъектами государственного регулирования социальной сферой выступают:

  • Профсоюзы. Обеспечивают участие в заключении, дополнении, изменении соглашений, коллективных договоров, в контроле за их исполнением; принимают участие в коллективных переговорах.
  • Работодатели. Проводят согласованные по вопросам занятости, оплаты труда, социальным гарантиям.
  • Государство.

    Через органы исполнительной власти выполняет функции крупного собственника и работодателя. Является равноправной стороной переговоров.

    Участвует в заключении соглашений с иными субъектами социального партнерства, в регулировании социально-трудовых отношений.

Ничего непонятно? Попробуй обратиться за помощью к преподавателям Существует три уровня управления социальной сферой:

  1. муниципальный.
  2. федеральный;
  3. региональный;

Замечание 1 На разных уровнях органы власти реализуют различные в сфере социальной политики. Функции федеральных органов власти:

  1. реализация государственных гарантий.
  2. разработка федеральных программ, определение порядка их финансирования;
  3. правовое регулирование отношений;
  4. создание основы государственной политики в социальной сфере;

Функции региональных органов власти:

  1. создание основ региональной политики социальной сферы с учетом культурных и исторических традиций;
  2. установление социальных стандартов и норм на уровне региона (основываясь на государственные стандарты);
  3. организация подготовки, повышения квалификации, переподготовки специалистов в области социальной защиты, образования, здравоохранения.
  4. обеспечение соблюдения законодательства во всех сферах государственной политики;
  5. укрепление и сохранение социальной инфраструктуры, являющейся собственностью субъектов РФ;

Функции муниципальных органов власти:

  1. назначение и выплата материальной помощи нуждающимся категориям граждан (многодетные и малоимущие семьи, сироты, инвалиды и другие граждане, испытывающие жизненные затруднения);

Теоретические аспекты управления социальной сферой

Содержание понятия «социальная сфера», как и любой научной категории, многопланово.

В литературе можно выделить несколько подходов к определению социальной сферы. Первый понимает ее как совокупность больших социальных групп: классов, наций, народов — полагая, что такое представление о социальной сфере отражает глубокий уровень общественной жизни, носит сущностный характер, в отличие от представления о ней как просто суммы локальных социальных образований.

В основном понятие социальной сферы в такой трактовке совпадает с понятием социальной структуры общества.

Но при такой постановке вопроса социальная сфера утрачивает функциональные признаки и главнейший из них — обеспечение воспроизводства общества. Вторую точку зрения представляют в основном экономисты.

Активно используя в научном анализе категорию «социальная сфера», они сводят ее к непроизводственной сфере и отраслям услуг и трактуют ее как совокупность отраслей народного хозяйства, в той или иной мере задействованных в процессе удовлетворения социальных потребностей граждан, работники которых получают соответствующие доходы из средств, выделяемых обществом на эти потребности.

В данном случае социальная сфера предстает только как социальная инфраструктура, вне деятельности в ней каких-либо социальных субъектов, их связей и отношений.

Ряд авторов, полагая, что социальная сфера занимает своего рода промежуточное положение между экономической и политической системами и выступает передаточным звеном от экономики к политике, считают неоправданным выделение социальной сферы как некоторой относительно самостоятельной области общественных отношений.

Социальная сфера является частью других сфер жизнедеятельности общества и не представляет собой самостоятельную подсистему общества. Такой подход также неправомерен, поскольку только социальная сфера в отличие от других сфер жизнедеятельности общества выполняет функцию социального воспроизводства населения. В основе ее выделения лежит деятельность по воспроизводству населения и отношения, складывающиеся в процессе этой деятельности.

Социальная сфера представляет собой целостную, постоянно изменяющуюся подсистему общества, порожденную объективной потребностью общества в непрерывном воспроизводстве субъектов социального процесса.

Это устойчивая область человеческой деятельности людей по воспроизводству своей жизни, пространство реализации социальной функции общества. Именно в ней обретает смысл социальная политика государства, реализуются социальные и гражданские права человека.

Социальная сфера представляет собой самобытное, сложноорганизованное, упорядоченное целое, единое в своей сущности, в своем качестве, назначении и вместе с тем многофункциональное в силу сложности и многозначности процесса воспроизводства дифференцированных социальных субъектов с их способностями, потребностями, многообразием интересов.

Государственное управление социальной сферой: состояние и модернизация Текст научной статьи по специальности «Государство и право.

Процессы функционирования и развития социальной сферы обусловлены объективными закономерностями и основываются на определенных принципах социального управления.

Юридические науки»

К 20-ЛЕТИЮ КОНСТИТУЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Государственное управление социальной сферой: состояние и модернизация ВОЛКОВА Наталья Сергеевна, ученый секретарь ИЗиСП, кандидат юридических наук Особенности государственного управления социальной сферой обусловлены спецификой целей и задач, стоящих перед государством в связи с развитием социальных потребностей граждан.

Отметим, что термин «социальная сфера» не имеет нормативного наполнения. Широкое распространение получила точка зрения на социальную сферу как сферу услуг1. В философии социальная сфера рассматривается как сфера производства и воспроизводства человека, где человек воспроизводит себя как существо биологическое, социальное и духовное2.
В экономической науке социальную сферу определяют как совокупность отраслей, предприятий, организаций, непосредственным образом связанных и определяющих образ и уровень жизни людей, их благосостояние, потребле-ние3.

Иными словами, социальная сфера отождествляется с непроизводственной сферой и рассматривается как комплекс отраслей народного хозяйства, предназначенных для удовлетворения социальных потребностей граждан4. Традиционно поня- 1 См. подробнее: Управление развитием социальной сферы муниципальных образований: учеб.-метод. пособие / под общ. ред. Е. В.

Тишина. М., 2001. С. 14. 2 См.: Философия: учебник / под общ.

ред. В. В. Миронова. М., 2005.

3 См.: Райзберг Б. А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. Современный экономический словарь. М., 1997. 4 См.: Гуляева Н. П.

Социальная сфера как объект управления и социальное развитие.

URL: http://samlib.ru. тием «социальная сфера» охватываются такие области жизни человека, как труд, семья, социальное обеспечение, образование, наука, культура, спорт, жилищные условия, — те области жизнедеятельности, в которых формируется и поддерживается уклад жизни, отвечающий интересам всех и каждого5. Социальная сфера — важнейшая подсистема общества, область общественной деятельности, где реализуется социальная политика государства, направленная на создание условий для достойной жизни, удовлетворение духовных и материальных потребностей граждан, повышение их благосостояния.

Социальная политика как одно из направлений государственной политики представляет собой комплекс мер экономического, правового, организационного характера по созданию условий и предоставлению социальных ресурсов каждому члену общества и населению в целом для реализации их потребностей в рамках одобряемой обществом системы ценностей6. Главная задача социальной политики — обеспечить каждого гражданина доступным комплексом социальных благ, удовлетворяющих его необходимые биологические, материальные, социальные, духовные 5 См.: Чиркин В.

Е. Государственное управление. Элементарный курс. М., 2002. С.

155; Тихомиров Ю. А. Управление на основе права. М., 2007. С. 126—127; Соловьев В.

Попробуйте сервис .

Управление социальной сферой (стр.

Н. Отношения собственности и иные вещные отношения с участием некоммерческих организаций в социальной сфере. М., 2008. iНе можете найти то, что вам нужно?

1 из 7)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования РУБЦОВСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ) АЛТАЙСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА Курсовая работа Дисциплина: Система государственного управления Тема: «Управление социальной сферой» Рубцовск 2010 Введение 1.

Социальная сфера как объект управления и социального развития 1.1 Сущность социальной сферы 1.2 Развитие социальной сферы 2. Отраслевое и территориальное управление социальной сферой 2.1 Отраслевой и территориальный подходы к управлению 2.2 Местное самоуправление и его роль в управлении социальной сферой 3.

Социальное программирование как важный метод управления социальной сферой Заключение Литература Управление — непременное внутренне присущее социальной сфере свойство. Это свойство имеет всеобщий характер и вытекает из признания, что человек есть явление социальное, всегда принадлежит к определенной общественной системе, классу, социальной группе, которые предъявляют к нему определенные этические, правовые и другие требования, ставят его поступки в известные рамки господствующих в нем экономических и общественных отношений.

В социальной сфере действуют два типа механизмов регулятивных воздействий — спонтанный и сознательный.

Причем, на какой бы стадии развития ни находилось общество, оно не в состоянии абсолютно освободиться от стихийной силы случая, но соотношение сознательного и стихийного в управлении бывает различным.

Спонтанный механизм управления социальной сферой проявляется в неупорядоченном воздействии сложной и противоречивой совокупности факторов, условий на процессы воспроизводства населения, их переплетения, столкновения.

Эти воздействия пробивают себе дорогу как общая тенденция, имеющая вероятностный, стохастический, характер (например, демографические процессы рождаемости, смертности, брачности и т.д.). Сознательные факторы управления связаны с целенаправленной социальной деятельностью людей, которая осуществляется через специфические общественные институты (субъекты управления) — систему органов и организаций, обеспечивающих сознательное воздействие на социальную сферу с целью достижения определенных результатов.

На федеральном уровне это министерства социального профиля (здравоохранения, образования, социальной защиты, труда и др.), на региональном уровне — соответствующие органы управления, на местном — городские и районные комитеты, отделы, департаменты, различные учреждения и службы социальной помощи на местах. На социальные процессы в обществе на всех его уровнях оказывают свое влияние также политические, общественные и религиозные организации. В условиях социальных проблем вопросы управления социальной сферой имеют большую актуальность и важность.

Целью курсовой работы является изучение управления социальной сферой. Объект исследования — система государственного управления.

Предмет исследования – управление социальной сферой.

Курсовая работа состоит из трех глав. В первой главе рассматриваются аспекты сущности социальной политики, во второй главе изучается вопрос отраслевого и территориального управления социальной сферой, в третьей главе рассматривается социальное программирование. Содержание понятия «социальная сфера», как и любой научной категории, многопланово.

Цели управления социальной сферой

Современные представления о целях социальной политики государства зафиксированы в Конституции РФ 1993 года, где декларируется стремление сформировать социальное государство.

социальная политика – направленная государства, перед которой стоят цели:

  1. снизить противоречия между участниками рыночной экономики;
  2. предотвратить возникновение социальных конфликтов на экономической почве.
  3. ослабить дифференциацию доходов;

Эти цели достигаются путем разработки и внедрения комплекса мер, направленных на защиту от роста цен, безработицы и т.д.

Благодаря государственной социальной политике реализуется принцип социальной справедливости, подразумевающий определенное выравнивание положения граждан.Целями управления социальной политики в современном являются:

  1. согласование и интересов групп населения с интересами общества;
  2. нормализация демографической ситуации, ее улучшение, снижение смертности населения;
  3. создание достойных условий труда;
  4. формирование экономической мотивации для участия в общественном производстве;
  5. гармонизация социальных отношений, стабилизация общественно-политической системы;
  6. обеспечение экологической безопасности государства.
  7. обеспечение роста материального благосостояния населения;
  8. гарантия рациональной занятости;
  9. обеспечение равенства социальных возможностей;
  10. обеспечение прав и гарантий, предоставляемых семье, детям, женщине, молодежи, поддержка семьи;
  11. предоставление гарантии соблюдения прав граждан в сфере труда и социальной защиты;
  12. снижение уровня криминализации;
  13. установление гарантий прав и свобод граждан в трудовой сфере;
  14. развитие миграционной политики;
  15. повышение доступности и качества услуг в сфере охраны здоровья, образования, культуры, пенсионной системы, обеспечения жильем;

Ничего непонятно? Попробуй обратиться за помощью к преподавателям Замечание 1 Стратегическая цель социального управления – сохранение народа и нации.

Достижение данной цели должно строиться на экономических возможностях, напрямую зависящих от социального благополучия населения.

Инструментами социальной политики выступают:

  1. социальные стандарты (минимальная заработная плата, минимальный потребительский бюджет, минимальный размер пособий, пенсий, стипендий);
  2. потребительские бюджеты.
  3. социальное законодательство;

К долгосрочным целям управления в социально-культурной сфере относятся:

  1. формирование условий для развития творческого потенциала населения;
  2. сохранение доступности организаций и учреждений культуры, совершенствование системы художественного образования, науки;
  3. сохранение различных национальных традиций разных народов страны, развитие единого культурного пространства народов России;
  4. создание нравственных основ демократического государства;

Методы управления социальной сферой

Определение 1 Метод управления – это совокупность различных способов и приемов воздействия на объект с целью достижения поставленных целей.

Методы управления способствуют реализации законов и принципов управления в социальной сфере, через них осуществляется управленческая деятельность.Методы управления характеризуются следующими критериями:

  • Содержание управления. Включает систему специфических способов и приемов воздействия.
  • Организационная форма. Определенное, специфическое воздействие на конкретную ситуацию. Воздействие может носить непосредственный, или прямой характер или быть косвенным (определение задач, организация стимулирующих ).
  • Направленность управления. Показывает ориентированность методов на объект управления.

Все методы управления делят на две основные группы:

  • Комплексные, или сложные методы.

    Образуются в результате различных сочетаний основных методов управления.

  • Основные методы.

    Четко выражен содержательный аспект, выделяемый по признаку соответствия методов требованиям объективных законов (организационно-технических, экономических, социальных).

Ничего непонятно? Попробуй обратиться за помощью к преподавателям Замечание 1 В практической управления одновременно применяют различные сочетания методов управления, находящихся в состоянии динамического равновесия и органически дополняющих друг друга.

Методы управления бывают:

  1. социальные, социально-психологические- используются для усиления социальной активности населения;
  2. самоуправление — разновидность саморегулирования сферы социальной политики.
  3. организационно-административные – основаны на прямых указаниях, носящих директивный характер;
  4. экономические – направлены на экономическое стимулирование;

По содержанию методы управления в социальной сфере могут отражать требования объективных законов развития : организационно-технических, социологических, экономических, демографических, психологических и т.д.Методы управления непосредственно связаны с реализацией социальных целей через:

  1. повышение качества жизни,
  2. упрочнение социальных организаций,
  3. постановку целей,
  4. повышение социальных знаний общества.

Методы социального управления включают методы:

  1. социального регулирования — применяются для упорядочения общественных отношений за счет выявления целей и интересов различных групп, коллективов, индивидуумов;
  2. социально-психологические – используются для всестороннего развития человека, обеспечения удовлетворения его потребностей, повышение эффективности коллективов и трудовой активности;
  3. морального стимулирования – используются для поощрения групп, коллективов, работников, добившихся успехов в профессиональной деятельности;
  4. социального нормирования – благодаря внедрению социальных норм помогают упорядочить различные социальные взаимоотношения;
  5. социально-политические – применяются для привлечения работников социального образования к социальному управлению;

Управление социальной сферой

, 10.04.2016

  1. , студент
  2. Башкирский государственный аграрный университет
  3. , кандидат наук, профессор, профессор
  1. СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА
  2. БЛАГОПОЛУЧИЕ
  3. РАЗВИТИЕ
  4. СОЦИАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
  5. СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА

Социальная политика государства. Механизмы реализации социальной политики государства.Социальная сфера воспроизводит и развивает главное богатство муниципального образования – его человеческий потенциал, капитал. Содержание и развитие социальной инфраструктуры муниципального образования поглощает значительную долю средств местных бюджетов.

В отраслях социальной сферы работает основная часть так называемых бюджетников, т.е. работников, получающих заработную плату из бюджетных средств. Поэтому одной из главных задач органов местного самоуправления является формирование и реализация муниципальной социальной политики.

Муниципальная социальная политика – это система целей, задач и механизмов их реализации, направленных на обеспечение населения социальными услугами, содержание и развитие социальной сферы муниципального образования. Она строится в русле социальной политики государства и во взаимодействии с органами государственной власти, в первую очередь с органами власти субъектов РФ. Через муниципальную социальную политику реализуются как собственные полномочия местного самоуправления, так и переданные на муниципальный уровень государственные полномочия в социальной сфере.

Социальная политика в РФ исходит из конституционного определения России как социального государства, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Образование, здравоохранение, доступное жилье — именно эти сферы затрагивают каждого человека, определяют качество жизни и формируют «человеческий капитал»: образованную и здоровую нацию.

От их состояния зависит социальное самочувствие общества, демографическое благополучие страны.

Именно в этих сферах граждане обоснованно ожидают более активной роли государства, реальных перемен к лучшему. При разработке социальной политики должны определяться приоритеты, которые в данный конкретный момент являются для общества наиболее важными и неотложными, требующими первоочередного решения. Государственная и муниципальная социальная политика реализуется через социальное планирование и управление посредством системы социальных мероприятий и программ, проводимых федеральными, региональными и местными органами.

Важнейшим механизмом реализации социальной политики государства является система социальных стандартов. Социальный стандарт – минимально необходимый уровень удовлетворения социальных потребностей населения.

Управление социальной сферой (стр.

1 из 11)

Министерство образования Российской Федерации Всероссийский заочный финансово-экономический институт Кафедра: Региональная экономика и управление УПРАВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРОЙ (на примере города Воронеж) Научный руководитель: Воронеж 2003 Содержание Введение 4 — 7 Глава 1. Социологизация экономики в условиях становления 8 — 25 рыночной экономики 1.1Основные направления государственной социальной политики 1.2Социальная защита и социальное обеспечение населения Глава 2. Анализ современного состояния социальной 26 — 46 сферы города с использованием аналитических методов и компьютерных технологий 2.1 Развитие отрасли социальной сферы 2.2 Местные органы управления социальной сферой Глава 3.

Рынок труда, управление им 47 — 66 3.1 Политика государства в области труда и занятости 3.2 Характеристика рынка труда 3.3 Социальные конфликты, их предотвращение и разрешение Заключение 67 — 68 Список литературы 69 — 71 Приложение 72 — 74 Введение Значимость социальной сферы трудно переоценить, где бы ни проводилась подобная политика в этой области. В какой бы стране не жили люди, чьим интересам служит социальная политика. Сфера социальной политики — часть политики государства, которая своими действиями смягчает негативные последствия индивидуального и социального неравенства, социально-экономических потрясений в обществе.

Государственное регулирование социально-экономических отношений, будучи одной из предпосылок экономического развития общества и особой формой управления, выступает в качестве важнейшей составляющей экономической политики государства. Сложные, конфликтогенные проблемы современного мира невозможно решить с помощью исключительно технологических инноваций и экономических средств. Выполнение социальных функций, возложенных на государство, осуществляется через систему законодательных и исполнительных органов власти на уровне Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований.

Изучение социальных явлений и процессов проводятся по всему миру, только с помощью исследований и создания системы управления, возможно, обеспечить удовлетворение социальных потребностей общества.

Именно четкая стратегия управления социальной сферой и социальными процессами обеспечивает решение экономических и социальных задач развития общества. Недооценка роли социального управления особенно опасна в условиях переходной экономики, так как именно она является мощным средством оживления производства, предотвращение кризисов, улаживания конфликтов, возникающих вследствие проходящих в экономике преобразований. Управление социальными процессами и социальной сферой всех уровнях власти является сложной и комплексной системой.

Комплексная система социальной политики – деятельность государства, общества

«по согласованию интересов различных социальных групп и социально-территориальных общностей в сфере производства распределения и потребления»

. Основной закон нашей страны — Конституция РФ, в полной мере отразила в своих статьях положения Всеобщей Декларации прав человека.

Российская Федерация согласно Конституции РФ является социальным государством.

Управление социальной сферы (стр.

1 из 5)

Министерство образования Российской Федерации Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Контрольная работа по предмету «Административное право» ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ В СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЕ Выполнила ст. заочного отд. I курса 107 гр. Проверил: Рязань, 2011 СОДЕРЖАНИЕ Административное право является одной из основных отраслей российского права, входящей в систему публичного права.

Административное право России имеет большое общественное значение для жизнеобеспечения и регулирования отношений, складывающихся в обществе. Основная задача государственного управления — обеспечение согласованной, упорядоченной деятельности всех составляющих частей механизма исполнительной власти.

В своей совокупности механизм исполнительной власти представляет собой государственную администрацию с полномочиями реализации своих прав в масштабах России.

Органы исполнительной власти управляют экономикой, социально-культурной и административно-политической сферами жизни общества, обеспечивают практическую реализацию законодательных актов. Их деятельность носит административный, т.е. управленческий, исполнительный, внесудебный характер.

Основы административно-правовой организации управления составляют отрасли и сферы государственного управления. Под отраслью государственного управления понимается система различного рода звеньев и отношений, связанных с управлением определенной группой родственных объектов, объединенных по их практическому назначению. Влияние отраслевого принципа на механизм государственного управления в современных условиях резко ослаблено, что обусловлено разобщенностью отраслей, бесконечным «дроблением» объектов управления, ростом числа органов отраслевого управления.

При этом следует отметить, что отраслевые предприятия, учреждения и организации (в основном негосударственные), как правило, имеют достаточную самостоятельность, они не подчиняются и не зависят от вышестоящих органов отраслевого управления. В системе отраслевого управления в настоящее время наметились две группы органов: органы специализированного отраслевого управления (например, Министерство сельского хозяйства РФ) и органы управления укрупненными отраслями (Министерство здравоохранения и социального развития РФ и др.). Все отрасли управления формируют три сферы управления : — Сфера хозяйственной деятельности (экономическая), которая включает в себя промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт, связь, природные ресурсы, финансы, торговлю.

— Социально-политическая сфера (оборона, безопасность, внутренние дела, иностранные дела, юстиция).

— Социально-культурная сфера (образование, наука, культура, здравоохранение и социальная защита населения). Общее руководство этими сферами осуществляется органами исполнительной власти общей компетенции (Президент и Правительство РФ, высшие должностные лица субъектов РФ, Совет Министров (правительство) республики в составе РФ, администрации, мэрии и т. д. в других субъектах РФ). Специализированное руководство указанными сферами осуществляют органы исполнительной власти отраслевого и межотраслевого характера.

6.3. Государственное управление социальной сферой

Российская Федерация в соответствии с Конституцией РФ является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.По масштабам выполнения социальных функций государства подразделяются на патерналистские (возлагают на себя максимум социальных обязательств) и субсидиарные (ответственность за благосостояние делят с гражданами). В законодательстве ряда стран утверждается статус социального государства, требующий от органов власти проведения соответствующей социальной политики.

Социальная ответственность делится между государством, бизнесом и гражданским обществом при определяющей роли государства. Финансирует социальную сферу прежде всего государство, взимая необходимые средства через налогообложение бизнеса и граждан. При этом социальные расходы рассматриваются не как непродуктивные вычеты из фонда накопления и прибыли предпринимателя, а как потенциальный источник роста.

К решению социальных вопросов государство привлекает коммерческие и общественные организации, передавая им часть функций и при необходимости финансовые ресурсы[73].Критериями для оценки степени социальности государства выступают:соблюдение прав на свободу человека;гарантии в проведении государством последовательной социальной политики, ориентированной на человека и создание благоприятных условий для реального участия граждан в выработке и социальной экспертизе управленческих решений на всех уровнях власти;обеспечение стандартов достойной жизни для большинства граждан;адресная поддержка наиболее уязвимых групп населения;соблюдение прав и гарантий, признающих и реализующих систему социального партнерства в качестве основного механизма достижения общественного согласия;гарантии социальной ответственности;соблюдение прав и гарантий, ориентированных на укрепление семьи, духовное, культурное, нравственное развитие граждан, на бережное отношение к наследию предков и преемственность поколений, сохранение самобытности национальных и исторических традиций. Обязательства социального государства базируются на положениях Всеобщей декларации прав человека, других международных актах, получающих развитие в национальном законодательстве.

Социальные государства Европы реализуют социал-демократическую модель развития.

Она характеризуется широкой демократией, парламентаризмом, развитыми местным самоуправлением и гражданским обществом, социально ориентированной экономикой, эффективным государственным сектором и регулированием. Государственные решения принимаются после предварительной и обязательной экспертизы на предмет их социальных последствий.