В каких случаях и каким водителям допскается разбивка рабочего дня

В каких случаях и каким водителям допскается разбивка рабочего дня

Оглавление:

В каких случаях работодатель может разделить рабочий день на части?


Разделение рабочего дня на части способствует рациональному использованию рабочего времени сотрудников. При разделении рабочего дня на части рабочий день как бы разрывается на части, между которыми образуется значительный перерыв. Рабочий день может быть разделен на части на работах, где это необходимо вследствие особого характера труда, а также при производстве работ, интенсивность которых неодинакова в течение рабочего дня (смены) (статья 105 Трудового кодекса РФ).

Законодательство не определяет на какое количество частей и какой продолжительности возможно разделить рабочий день.

На практике рабочий день обычно делят на две части с неоплачиваемым перерывом более двух часов, включая время перерыва для отдыха и питания. Эти части могут быть равными по продолжительности, а могут быть и различной продолжительности.

Все зависит от интенсивности работы в тот или иной промежуток времени. Однако работодатель вправе установить и большее количество перерывов. Главное требование при его введении – общая продолжительность ежедневной работы не должна превышать установленной законодательством длительности.

Напомним, что максимальная продолжительность рабочего времени не может превышать 40 часов в неделю. Перерывы в рабочее время не включаются и не оплачиваются, время перерывов работник использует по своему усмотрению Если работодатель планирует ввести данный режим рабочего времени, ему необходимо учитывать, что не на всех работах допускается разделение рабочего дня части.

Он возможен лишь в тех организациях, где сама специфика труда допускает либо делает необходимым такое разделение. Как правило, разделение рабочего дня на части осуществляется в сфере транспорта, в организациях обслуживающих население, на предприятиях общественного питания, торговли, в организациях жилищно-коммунального хозяйства, сельского хозяйства, животноводства и т.д.
Для того чтобы установить в организации разделение рабочего дня на части, работодателю следует определить данный режим работы в коллективном договоре или правилах внутреннего трудового распорядка.

Этот локальный нормативный акт в обязательном порядке согласовывается с выборным органом первичной профсоюзной организации.

По желанию работодателя допускается разделение рабочего дня на части как для всех работников организации, так и для работников отдельных структурных подразделений.

В локальном нормативном акте работодателю необходимо определить следующие детали: должности работников, для которых рабочий день разделяется на части; количество частей, на которые делится рабочий день, и их продолжительность; время начала и окончания соответствующей части рабочего дня; продолжительность перерыва между рабочими частями; срок, на который вводится разделение рабочего дня на части (если такой режим устанавливается на определенный срок) и др. Так как раздробленный рабочий день неудобен работникам, многие работодатели идут на небольшую хитрость – вводят в организации некоторые стимулирующие льготы.

Как можно разделить рабочий день водителя автомобиля на части?

Ответ на вопрос: К сожалению, в рассматриваемой ситуации разделение рабочего дня на части невозможно.

Статьей 105 Трудового кодекса РФ предусмотрено, что на тех работах, где это необходимо вследствие особого характера труда, а также при производстве работ, интенсивность которых неодинакова в течение рабочего дня (смены), рабочий день может быть разделен на части с тем, чтобы общая продолжительность рабочего времени не превышала установленной продолжительности ежедневной работы. Такое разделение производится работодателем на основании локального нормативного акта, принятого с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации.

В соответствии со ст. 329 ТК РФ особенности режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда отдельных категорий работников, труд которых непосредственно связан с движением транспортных средств, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области транспорта, с учетом мнения соответствующих общероссийского профсоюза и общероссийского объединения работодателей.

Эти особенности не могут ухудшать положение работников по сравнению с установленными ТК РФ. Разделить рабочий день на части можно только водителям автобусов, которые работают на городских или пригородных автобусных маршрутах (пункт 13 положения, утвержденного приказом Минтранса России от 20 августа 2004 г. № 15). О читайте подробнее здесь.

Подробности в материалах Системы Кадры: 1.

Ситуация: Как разделить рабочий день на части водителям автобусов, которые работают на регулярных городских или пригородных автобусных маршрутах Сотрудникам – водителям автобусов, которые работают на городских или пригородных автобусных маршрутах, с их согласия рабочий день можно разделить на две части.

При этом продолжительность перерыва между двумя частями рабочего дня в общем случае должна быть не более двух часов без учета времени для отдыха и питания. Время перерыва можно увеличить до трех часов на основании отраслевого соглашения, заключенного на региональном уровне, а также локального акта работодателя и с согласия самого водителя.

Перерыв между двумя частями рабочего дня устанавливают не позже чем через пять часов после начала работы и предоставляют его в местах, предусмотренных расписанием движения и обеспечивающих возможность использования водителем времени отдыха по своему усмотрению. При этом если перерыв позже четырех часов после начала рабочего дня, то водителям предоставляют до него специальные перерывы для отдыха от управления автомобилем в пути продолжительностью не менее 15 минут.

Время перерыва между двумя частями рабочего дня в рабочее время не включают.

Порядок разделения рабочего дня сотрудников-водителей работодатель должен прописать в локальном акте организации, например в Правилах внутреннего трудового распорядка, коллективном или трудовом договоре. Мы рекомендуем почитать о материал по этой ссылке. Такой порядок установлен в пункте 13 положения, утвержденного приказом Минтранса России от 20 августа 2004 г.

Оплата рабочего дня, разделенного на части

В этой статье мы разберемся в каких случаях работодатель имеет право разделять рабочий день на части, как правильно оформляется данное решение и каков порядок оплаты разделенного рабочего дня. Разделение рабочего дня на части является одним из видов режима рабочего времени (ч.

1 ст. 100, ст. 105 ТК РФ). На практике его обычно называют «раздробленный», «разделенный», «разорванный» или «разрывной» рабочий день.

Разделение рабочего дня на части возможно при соблюдении следующих условий (ст. 105 ТК РФ):

  1. при осуществлении работ, интенсивность которых неодинакова в течение рабочего дня (смены);
  2. порядок и условия разделения рабочего дня на части должны быть установлены в локальном нормативном акте работодателя с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации (при ее наличии в компании).
  3. при выполнении работ, где это необходимо вследствие особого характера труда;

В случае возникновения трудового или налогового спора работодатель должен будет доказать наличие объективных причин для разделения рабочего дня на части. Например, особый характер работы может быть связан с отсутствием возможности выполнять трудовые обязанности в течение рабочего дня.

Исходя из норм ст. 105 ТК РФ работодатель должен изучить необходимость и основания введения данного режима рабочего времени, возможности и методы учета рабочего времени в этом режиме. Режим разделения рабочего дня на части — это разделение рабочего дня (смены), в течение которых работник трудится у данного работодателя, на несколько частей, между которыми установлены перерывы определенной продолжительности, при этом общая продолжительность рабочего времени не должна превышать установленной продолжительности ежедневной работы. Статья 105 ТК РФ содержит только общие условия, которые, однако, очень важны (основания для введения такого режима работы, продолжительность рабочего времени при его введении).

При этом Трудовой кодекс РФ не определяет количество частей, на которые может быть разделен рабочий день, а также их продолжительность.

На практике рабочий день делится на две части с перерывом не более двух часов. Возможно установление большего числа перерывов (в зависимости от специфики труда отдельных категорий работников). Чтобы определить, является ли рабочий день разделенным на части, надо установить характер перерыва в середине рабочего дня.

В большинстве случаев таким перерывом является перерыв для отдыха и питания, или так называемый обеденный перерыв, который регулируется ст. 108 ТК РФ. Исходя из этого на практике делается вывод, что если перерыв в середине рабочего дня более 2 часов, то такой рабочий день считается разделенным на части, но для его установления надо соблюдать условия, определенные ст. 105 ТК РФ. Этот вывод подтверждается и рядом нормативных правовых актов на федеральном уровне, которыми установлены особенности рабочего времени и времени отдыха для отдельных категорий работников, о которых речь идет далее.

Время перерывов в рабочее время не включается и не оплачивается.

Режим труда и отдыха водителей

Добрый день, уважаемый читатель.В этой статье речь пойдет о режиме труда и отдыха водителей, регламентированном законодательством. Дело в том, что уже несколько лет на территории России можно получить не только (устройства, контролирующего режим работы водителя), но и штраф за нарушение режима труда и отдыха.Однако до сих пор многие водители автомобилей не имеют информации о том, что представляет из себя «правильный» режим работы за рулем.

В этой статье будет рассмотрено , которое содержит информацию о времени работы водителя в разных ситуациях:Приступим.В первую очередь нужно обратить внимание, что для всех водителей должны быть составлены специальные графики работы.Графики работы составляются работодателем и доводятся до сведения водителя. Графики составляются ежемесячно (на месяц), в них отражаются рабочие дни с указанием времени начала и окончания ежедневной работы (смены), времени перерывов для отдыха и питания в каждую смену, а также дни еженедельного отдыха.Существует 2 типа учета рабочего времени:

  1. Ежедневный учет рабочего времени. Длительность каждого рабочего дня находится в пределах, установленных законодательствомю
  2. Суммированный учет рабочего времени. Длительность рабочих дней может отличаться. Есть длинные дни, которые не укладываются в нормативы. Однако количество рабочих часов за месяц находится в пределах нормы.

Каждый из этих типов ниже будет рассмотрен подробнее.Рассмотрим, из чего состоит рабочее время водителя:15. Рабочее время водителя состоит из следующих периодов:а) время управления автомобилем;б) время специальных перерывов для отдыха от управления автомобилем в пути и на конечных пунктах;в) подготовительно-заключительное время для выполнения работ перед выездом на линию и после возвращения с линии в организацию, а при междугородных перевозках — для выполнения работ в пункте оборота или в пути (в месте стоянки) перед началом и после окончания смены;г) время проведения медицинского осмотра водителя перед выездом на линию (предрейсового) и после возвращения с линии (послерейсового), а также время следования от рабочего места до места проведения медицинского осмотра и обратно;д) время стоянки в пунктах погрузки и разгрузки грузов, в местах посадки и высадки пассажиров, в местах использования специальных автомобилей;е) время простоев не по вине водителя;ж) время проведения работ по устранению возникших в течение работы на линии эксплуатационных неисправностей обслуживаемого автомобиля, не требующих разборки механизмов, а также выполнения регулировочных работ в полевых условиях при отсутствии технической помощи;з) время охраны груза и автомобиля во время стоянки на конечных и промежуточных пунктах при осуществлении междугородных перевозок в случае, если такие обязанности предусмотрены трудовым договором (контрактом), заключенным с водителем;и) время присутствия на рабочем месте водителя, когда он не управляет автомобилем, при направлении в рейс двух и более водителей;к) время в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.Обратите внимание, здесь перечислены 10 различных пунктов.

Как правильно оформить водителю разрывной график работы?

Ответ на вопрос: Отвечая на Ваш вопрос, следует отметить, что ТК РФ не предусматривает такой режим рабочего времени (график работы), как разрывной.

В данном случае следует говорить о разделении рабочего дня на части. В соответствии со ст. 105 Трудового кодекса РФ на тех работах, где это необходимо вследствие особого характера труда, а также при производстве работ, интенсивность которых неодинакова в течение рабочего дня (смены), рабочий день может быть разделен на части с тем, чтобы общая продолжительность рабочего времени не превышала установленной продолжительности ежедневной работы. Такое разделение производится работодателем на основании локального нормативного акта, принятого с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации (при наличии).

Пунктом 13 Приказа Минтранса РФ от 20.08.2004 № 15

«Об утверждении Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей»

предусмотрена возможность разделения рабочего дня на две части водителям автобусов, работающим на регулярных городских, пригородных и междугородных автобусных маршрутах, с их согласия. Разделение рабочего дня на части производится работодателем на основании локального нормативного акта, принятого с учетом мнения представительного органа работников. Перерыв между двумя частями рабочего дня устанавливается не позже чем через пять часов после начала работы.

Продолжительность перерыва между двумя частями рабочего дня должна быть не более двух часов без учета времени для отдыха и питания, а общая продолжительность ежедневной работы (смены) не должна превышать продолжительности ежедневной работы (смены), установленной пунктами 7, 9, 10 и 11 вышеуказанного Положения.

Время перерыва между двумя частями смены в рабочее время не включается. Как и другим работникам, водителям в течение рабочего дня (смены) должен быть предоставлен перерыв для отдыха и питания продолжительностью не более двух часов и не менее 30 минут, который в рабочее время не включается (ст. 108 ТК РФ). Вместе с тем необходимо иметь ввиду, что вышеуказанные положения п.

13 Приказа Минтранса РФ от 20.08.2004 № 15 распространяются на водителей автобусов, работающих на регулярных городских, пригородных и междугородных автобусных маршрутах на предприятиях, в организациях и учреждениях, независимо от их ведомственной подчиненности, за исключением водителей, занятых на международных перевозках. На водителей легковых автомобилей указанные требования не распространяются. В соответствии с абз. 2 п. 2 Приказа Минтранса РФ от 20.08.2004 № 15 все вопросы рабочего времени и времени отдыха, не предусмотренные Положением, регулируются законодательством Российской Федерации о труде.

Таким образом, водителям, работающим в Вашей организации можно ввести режим разделения рабочего дня на части согласно ст. 105 Трудового Кодекса РФ. При этом необходимо учитывать, что такое разделение производится работодателем на основании локального нормативного акта, принятого с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации (при наличии).

Приказ Министерства транспорта Российской Федерации (Минтранс России) от 20 августа 2004 г. N 15 г. Москва Об утверждении Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей

Зарегистрирован в Минюсте РФ 1 ноября 2004 г. Регистрационный N 6094 В соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2001 г.

N 197-ФЗ «Трудовой кодекс Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002; N 1 (ч. 1), ст. 3) приказываю: Утвердить Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей согласно приложению. Министр И. Левитин Приложение Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей I.

Общие положения 1. Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей (далее — Положение) разработано в соответствии со статьей 329 Федерального закона от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ «Трудовой кодекс Российской Федерации»1 (далее — Трудовой кодекс Российской Федерации).

2. Настоящее Положение устанавливает особенности режима рабочего времени и времени отдыха водителей (за исключением водителей, занятых на международных перевозках, а также работающих в составе вахтовых бригад при вахтовом методе организации работ), работающих по трудовому договору на автомобилях, принадлежащих зарегистрированным на территории Российской Федерации организациям независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, ведомственной принадлежности, индивидуальным предпринимателям и иным лицам, осуществляющим перевозочную деятельность на территории Российской Федерации (далее — водители). Все вопросы рабочего времени и времени отдыха, не предусмотренные Положением, регулируются законодательством Российской Федерации о труде.

В случаях, предусмотренных Положением, работодатель устанавливает особенности режима рабочего времени и времени отдыха водителей с учетом мнения представительного органа работников, а в случаях, предусмотренных коллективным договором, соглашениями, — по согласованию с представительным органом работников. 3. Особенности режима рабочего времени и времени отдыха, предусмотренные Положением, являются обязательными при составлении графиков работы (сменности) водителей.

Расписания и графики движения автомобилей во всех видах сообщений должны разрабатываться с учетом норм Положения. 4. Графики работы (сменности) на линии составляются работодателем для всех водителей ежемесячно на каждый день (смену) с ежедневным или суммированным учетом рабочего времени и доводятся до сведения водителей не позднее чем за один месяц до введения их в действие.

Графиками работы (сменности) устанавливается время начала, окончания и продолжительность ежедневной работы (смены), время перерывов для отдыха и питания, время ежедневного (междусменного) и еженедельного отдыха. График работы (сменности) утверждается работодателем с учетом мнения представительного органа работников. 5. На междугородных перевозках при направлении водителей в дальние рейсы, при которых водитель за установленную графиком работы (сменности) продолжительность ежедневной работы не может вернуться к постоянному месту работы, работодатель устанавливает водителю задание по времени на движение и стоянку автомобиля с учетом норм Положения.

Пример разделения рабочего дня на части

    / /

19 декабря 2020 0 Рейтинг Поделиться Разделение рабочего дня на части — мера, к которой прибегает работодатель в том случае, если в течение суток труд работника требуется лишь время от времени. Разберемся на примере водителей, как это выглядит и как регулируется нормами трудового права.

Одним из ярчайших примеров разделения рабочего дня на части является труд водителей. В частности, такое активно практикуется для тех из них, кто управляет рейсовыми автобусами на пригородных и междугородних маршрутах.

Дело в том, что водители должны подчиняться графику отправления автобусов, устанавливаемому местными предприятиями пассажирского транспорта.

В результате промежуток, охватывающий все поездки, может превышать стандартные для 40-часовой недели с 5 рабочими днями 8 часов в день. При этом ни сверхурочные (ст.

99 ТК РФ), ни ненормированный день (ст. 101 ТК РФ) применить не получится, т.

к.:

    общее количество сверхурочных часов не может быть больше чем 120 за учетный год, рейсы же часто требуется совершать каждый день; использовать ненормированное время постоянно, а не эпизодически, от случая к случаю, прямо запрещают и ст. 101 ТК РФ, и разъяснение, данное письмом Роструда от 07.06.2008 № 1316-6-1.

Возможно использование сменного графика при суммированном учете времени труда, однако при таком режиме работы составить график достаточно сложно. Кроме того, работа в течение 2 смен подряд по закону недопустима, а на практике вполне реальна — например, когда водитель выполнил один рейс, затем прождал пару часов и поехал на другой, потому что работника, который бы заменил его между сменами, не было.

Выходом является разделение рабочего дня на части, т. к. в этом случае за счет нерабочего промежутка общее количество отработанных часов за день не превышает установленной законом нормы.

При этом службам по персоналу транспортных и иных предприятий, осуществляя разделение рабочего дня на части для водителей, необходимо руководствоваться как ст. 105 ТК РФ, так и конкретно положением, утвержденным приказом Минтранса РФ

«Об утверждении Положения об особенностях режима рабочего времени…»

от 20.08.2004 № 15.

В частности, п. 13 вышеуказанного положения, говоря о рабочем дне для водителей, указывает, что с согласия самих работников допускается деление трудового времени на 2 части с таким расчетом, чтобы общая их продолжительность не превышала установленной нормы.

При этом важно учесть следующие моменты: Не знаете свои права?

Подпишитесь на рассылку Народный СоветникЪ. Бесплатно, минута на прочтение, 1 раз в неделю.

Подписаться Разрыв между обеими частями должен начинаться не позже чем через 5 часов после начала смены. Если разрыв составляет больше 4 часов, водитель вправе рассчитывать на перерывы для отдыха в первой части работы (продолжительность каждого перерыва — не меньше 15 минут).

Может ли рабочий день водителя делится на части

— — Оплата труда водителя автомобиля в этом случае производится по установленной в организации системе оплаты труда отдельно за работу в качестве водителя автомобиля и за выполнение другой работы. Учет рабочего времени производят раздельно.

Устанавливать доплату за разделение рабочего дня на части в данном случае нецелесообразно. Пример 4 В организации, основным видом деятельности которой являются лесозаготовки, водитель автобуса (габаритная длина автобуса – 7,5 м) осуществляет перевозку основных рабочих к месту расположения объектов работы и обратно.

Нанимателем по согласованию с профсоюзом ему установлен рабочий день с разделением на части с 2 выходами на работу. Ежедневная продолжительность рабочего времени при работе в качестве водителя автомобиля – 5 ч при 5-дневной рабочей неделе. Инфо Разделение рабочего дня на части способствует рациональному использованию рабочего времени сотрудников.

При разделении рабочего дня на части рабочий день как бы разрывается на части, между которыми образуется значительный перерыв.

В каких случаях работодатель может разделить рабочий день на части?

Рабочий день может быть разделен на части на работах, где это необходимо вследствие особого характера труда, а также при производстве работ, интенсивность которых неодинакова в течение рабочего дня (смены) (статья 105 Трудового кодекса РФ). Законодательство не определяет на какое количество частей и какой продолжительности возможно разделить рабочий день.

На практике рабочий день обычно делят на две части с неоплачиваемым перерывом более двух часов, включая время перерыва для отдыха и питания. Эти части могут быть равными по продолжительности, а могут быть и различной продолжительности.

  1. Рабочее время
  2. Педагоги, медики, работники транспорта и др.
  3. Трудовое законодательство
  4. Темы:

Вопрос Вопрос по разделению на части рабочего дня водителя легкового автомобиля:- установлено ли предельное количество частей, на которые можно разделить их рабочий день?- установлена ли продолжительность таких рабочих частей?- как понять, где должен находиться водитель в течение перерывов между рабочими частями?- время между рабочими частями будет являться нерабочим?- обязательно ли присоединять к этим перерывам время обеденного перерыва?Просьба дать ссылки на подтверждающие НПА, разъяснения госорганов и судебку. Ответ Ответ на вопрос: К сожалению, в рассматриваемой ситуации разделение рабочего дня на части невозможно. Такое разделение производится работодателем на основании локального нормативного акта, принятого с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации.

В соответствии со ст. 329 ТК РФ особенности режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда отдельных категорий работников, труд которых непосредственно связан с движением транспортных средств, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной

Регламентация труда водителя грузового автомобиля

Вы здесь «Охрана труда и техника безопасности на автотранспортных предприятиях и в транспортных цехах», 2013, N 3 РЕГЛАМЕНТАЦИЯ ТРУДА ВОДИТЕЛЯ ГРУЗОВОГО АВТОМОБИЛЯ Организация труда водителей должна обеспечивать: — четкую работу автотранспортных средств; — безопасность перевозок грузов; — полное использование нормы рабочего времени за учетный период; — соблюдение установленных трудовым законодательством продолжительности рабочего дня, порядка предоставления отдыха и перерывов в работе для приема пищи, высокую производительность труда; — соблюдение Правил дорожного движения.

Работа водителя грузового автомобиля осуществляется по следующей схеме: — подготовительные работы, выполняемые водителем перед выездом на линию и по возвращении; — время на проведение предрейсового и послерейсового медицинских осмотров; — транспортный процесс, включающий движение автомобиля и погрузочно-разгрузочные работы. В целом состав рабочего времени водителя выглядит следующим образом: 1. Время управления автомобилем.

2. Время специальных перерывов для отдыха от управления автомобилем в пути и на конечных пунктах. 3. Подготовительное время для выполнения работ перед выездом на линию и после возвращения с линии в организацию, а при междугородных перевозках — для выполнения работ в пункте оборота или в пути (в месте стоянки) перед началом и после окончания смены.

4. Время проведения медицинского осмотра водителя перед выездом на линию и после возвращения с линии.

5. Время стоянки в пунктах погрузки и разгрузки грузов. 6. Время простоев не по вине водителя.

7. Время проведения работ по устранению возникших в течение работы на линии эксплуатационных неисправностей автомобиля, а также выполнение регулировочных работ в полевых условиях при отсутствии технической помощи. 8. Время охраны груза и автомобиля во время стоянки на конечных и промежуточных пунктах при осуществлении междугородных перевозок, в случае если такие обязанности предусмотрены трудовым договором (контрактом), заключенным с водителем.

9. Время присутствия на рабочем месте водителя, когда он не управляет автомобилем при направлении в рейс двух водителей. 10. Время в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Водители обеспечиваются списками (памятками) номеров телефонов для оперативного вызова автомобиля технической помощи и дежурного диспетчера автотранспортного предприятия (погрузочно-разгрузочного пункта), а также координатами заказчиков — грузоотправителей и грузополучателей. Режим труда и отдыха водителей, осуществляющих перевозки, устанавливают в соответствии с Положением об особенностях рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей (далее — Положение), утвержденным Приказом Минтранса России от 20 августа 2004 г.

N 15 и зарегистрированным Минюстом России 1 ноября 2004 г.

(рег. N 6094). Действие этого Положения распространяется на водителей, работающих по трудовому договору (контракту) на автомобилях, принадлежащих к зарегистрированным на территории Российской Федерации:

Статья 105. Разделение рабочего дня на части

Законодательство by narodirossii • 24.02.2014 Комментарий к статье 105 Трудового кодекса РФ 1.

Комментируемая статья предусматривает возможность разделения рабочего дня на части.

Подобное разделение возможно на тех работах, где интенсивность работы в течение рабочего дня (смены) неодинакова, а также на работах с особым характером труда. Условием подобного разделения является соблюдение общей продолжительности рабочего дня: в сумме части не должны превышать установленную нормальную продолжительность рабочего времени. Так, работники жилищно-коммунального хозяйства (например, дворники осуществляют работу ранним утром и вечером), работники общественного транспорта неодинаково загружены в течение дня и т.п.

Трудовой кодекс РФ не определяет, на сколько частей может быть разделен рабочий день и какой он должен быть продолжительности.

На практике, чаще всего рабочий день делится на две части, с перерывом между ними более двух часов. Однако частей рабочего дня может быть и больше.

В указанный перерыв засчитывается и перерыв для отдыха и питания.

2. Разделение рабочего дня на части вводится локальным нормативным актом работодателя с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации. Локальный нормативный акт должен предусматривать круг работников, которым устанавливается разделение рабочего дня на части, количество указанных частей, время начала и окончания каждой части рабочего времени. Отраслевыми тарифными соглашениями, коллективными договорами либо локальными нормативными актами работодателя могут быть предусмотрены доплаты работникам за неудобства, причиняемые разделением рабочего дня на части.

Такие доплаты предусмотрены, в частности, Отраслевым тарифным соглашением в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2008 – 2010 годы, утвержденным Росстроем 02.07.2007, Общероссийским отраслевым объединением работодателей “Союз коммунальных предприятий”, Общероссийским профсоюзом работников жизнеобеспечения 22.06.2007 (Соглашение продлено до 1 января 2014 г.), предусматривающим, что доплата за работу по графику с разделением смены на части устанавливается в размере не менее 30% тарифной ставки за отработанное в смене время (пп.

“ж” п. 2.8.2). Аналогичные нормы установлены п. 2.9.2.1 Отраслевого тарифного соглашения по организациям наземного городского электрического транспорта Российской Федерации на 2009 – 2011 годы, утвержденного Советом Общероссийского отраслевого объединения работодателей “Городской электрический транспорт”, Общероссийским профсоюзом работников жизнеобеспечения 08.10.2008 (Соглашение продлено до 1 января 2015 г.) и пп.

“ж” п. 2.8.2 Отраслевого тарифного соглашения по организациям и предприятиям сферы бытового обслуживания населения на 2008 – 2010 годы, утвержденного Российским объединением работодателей сферы бытового обслуживания населения и ремесленников “Росбытсоюз”, Общероссийским профсоюзом работников жизнеобеспечения 23.11.2007 (Соглашение продлено до 1 января 2014 г.).

Особенности учета рабочего времени водителей автомобилей

Профессия водителя связана с управлением автотранспортными средствами и, следовательно, безопасностью дорожного движения.

Как известно, транспорт является средством повышенной опасности, и водители, управляя транспортным средством, порой рискуют не только материальными ценностями, но и жизнью своей и пассажиров.

По этой причине гл. 51 ТК РФ предусмотрены особенности регулирования труда работников транспортных предприятий, в том числе особенности учета рабочего времени водителей (ст. 329 ТК РФ), которые и являются предметом рассмотрения данной статьи.

В ч. IV ТК РФ содержатся нормы, которые частично ограничивают применение общих правил либо предусматривают для отдельных категорий работников дополнительные правила.

Главой 51 ТК РФ установлены особенности регулирования труда работников транспорта.

Постановлением Правительства РФ от 19.01.2008 № 16 утвержден Перечень работ, профессий, должностей, непосредственно связанных с управлением транспортными средствами или управлением движением транспортных средств (далее — Перечень работ).

К работникам, труд которых непосредственно связан с управлением транспортными средствами, относятся, в частности, водители автомобилей. Трудовое законодательство предъявляет особые требования к приему на работу лиц, работа которых непосредственно связана с движением транспортных средств. Так, например, ст. 328 ТК РФ обязывает водителей проходить профессиональный отбор, подготовку и обязательные медицинские осмотры (обследования).

Требование о медицинском обследовании содержится также в ст.

23 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (в ред. от 19.07.2011) и ст. 46 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ

«Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»

. При трудоустройстве водитель, кроме документов, установленных ст.

65 ТК РФ, обязан предъявить водительское удостоверение на право управления транспортным средством соответствующей категории, которое подтверждает его профессиональную подготовку, а также представить медицинскую справку о пригодности к выполнению работ, связанных с управлением автомобильным транспортом. Организация труда водителей регламентирована Положением об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей (утверждено Приказом Минтранса России от 20.08.2004 № 15; далее — Положение о работе и отдыхе водителей). Обратите внимание! Действие Положения о работе и отдыхе водителей распространяется на водителей организаций всех форм собственности и ведомственной принадлежности, кроме водителей, занятых на международных перевозках, а также работающих в составе вахтовых бригад при вахтовом методе организации работ (п.

2 Положения о работе и отдыхе водителей). Согласно ст. 91 ТК РФ к рабочему времени относится не только время, в течение которого работник исполняет трудовые обязанности, но и другие периоды.

Пунктом 15 Положения о работе и отдыхе водителей установлено, что рабочее время водителей включает: • время управления автомобилем; • время специальных перерывов для отдыха от управления автомобилем в пути и на конечных пунктах.

Статья 105. Разделение рабочего дня на части

Вы здесь Комментарий к статье 105 1. Статья устанавливает основания, при которых вводится разделение рабочего дня на части: особый характер труда в организациях (например, организации, обслуживающие население); производство работ, интенсивность которых не одинакова в течение рабочего дня (смены) (например, городской пассажирский транспорт).

Установить разделение рабочего дня на части, или раздробленный рабочий день, можно при соблюдении условия — общая продолжительность рабочего времени не может превышать предусмотренную продолжительность ежедневной работы. Законодательством не определяется, на какое количество частей может быть разделен рабочий день.

На практике рабочий день делится на две части с перерывом более 2 часов. Возможно установление большего количества перерывов. Указанные перерывы не оплачиваются.

Обеденный перерыв включается в указанные перерывы. 2. Разделение рабочего дня на части вводится работодателем с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации. Локальный нормативный акт, регулирующий разделение рабочего дня на части, должен предусматривать: круг работников, для которых вводится раздробленный рабочий день; величину продолжительности частей, на которые разделен рабочий день, величину продолжительности перерыва между ними; срок, на который вводится раздробленный рабочий день (или срок не указывается), и др.

Поскольку режим, при котором рабочий день разделен на части, неудобен работнику, в локальном нормативном акте может предусматриваться выплата работнику доплат. 3. Для некоторых категорий работников разделение рабочего дня на части установлено законодательством.

Положением об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утв. Приказом Минтранса России от 20 августа 2004 г.

N 15, предусмотрено, что водителям автобусов, работающим на регулярных городских, пригородных и междугородных автобусных маршрутах, с их согласия рабочий день может быть разделен на две части. Перерыв между двумя частями рабочего дня устанавливается не позже чем через 4 часа после начала работы. Продолжительность перерыва между двумя частями рабочего дня должна быть не более 2 часов без учета времени для отдыха и питания, а общая продолжительность ежедневной работы (смены) не должна превышать продолжительности ежедневной работы (смены).

Перерыв между двумя частями смены предоставляется в месте дислокации или месте, определенном для отстоя автобусов и оборудованном для отдыха водителей. Приказом Минсвязи России от 8 сентября 2003 г. N 112 утвержден Перечень профессий и должностей работников связи, для которых работодатель может устанавливать разделенный на части рабочий день.

В него включены: начальники отделений связи (включая передвижные отделения связи) 5, 6 и 7 групп; операторы связи по приему и выдаче почтовых отправлений и телеграмм, а также по организации доставки почты; сортировщики почтовых отправлений и произведений печати в доставочных организациях связи; почтальоны по доставке почтовых отправлений, периодической печати, телеграмм и денежных средств; телефонисты переговорных пунктов; электромонтеры станционного оборудования по обслуживанию бюро ремонта телефонов ГТС и СТС; телефонисты справочной службы справочно-информационного узла телефонной сети и др. Положением об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей, утв.

Старые и новые требования к режиму труда и отдыха водителей

Закрыть Каждый год компания СКБ Контур проводит конкурс для предпринимателей «», в нем участвуют сотни бизнесменов из разных городов России — от Калининграда до Владивостока. Благодаря конкурсу мы создали вдохновляющую коллекцию бизнес-историй, рассказанных людьми, которые превращают небольшие стартапы в успешные компании. Их опыт и cоветы будут полезны каждому, кто задумывается об открытии своего дела.

Для старта необходимы некоторые предварительные условия: идея, немного денег и, что самое важное, желание начать Фред ДеЛюка Основатель Subway

Выпуск № 24 15 июня 2020 В редакцию журнала поступает много вопросов о порядке регулирования труда водителей, особенно в части определения режима рабочего времени.

Мы подготовили подробный материал, в котором вы найдете основные правила и последние законодательные изменения. Главные документы, которые регулируют работу сотрудников-водителей, — это Трудовой кодекс РФ и Положение

«Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей»

, утвержденное Приказом Минтранса РФ , (далее — Положение). Последние изменения в Положение внес Приказ Минтранса России , который вступил в силу 5 июня 2020 года.

Об этих изменениях тоже обязательно расскажем ниже. Документы касаются не только предприятий, специализирующихся на перевозках грузов и/или пассажиров. Они также определяют права и обязанности любых водителей, которые работают по трудовому договору на автомобилях, принадлежащих организациям, вне зависимости от формы собственности, включая индивидуальных предпринимателей ( Положения).