Время реакции водителя справочник

Время реакции водителя справочник

Что понимается под временем реакции водителя и сколько секунд составляет среднее время


› Бесплатная консультация юриста: (МСК), (СПБ) Выскочившие на дорогу олень, кошка, мяч ребёнка или сам ребёнок, создают стрессовую ситуацию для того, кто сидит за рулём автомобиля. Резкий поворот увеличивает шансы на катастрофический исход, в несколько раз.

Вышеописанные ситуации характеризуют моменты, когда водителю понадобится среагировать исключительно быстро.

Но мгновенно повернуть машину в сторону он не сможет — существует физиологическое понятие — время реакции водителя. Кроме того, ещё и у авто есть своя скорость торможения.

Время реакции представляет собой тот момент, когда находившейся за рулём уже заметил изменения на дороге, но предпринять ещё ничего не успел.

Можно только представить, что происходит в этот период в голове у водителя, который сейчас медленно осознаёт, что является без 5-ти минут убийцей. Любые цифры будут сугубо индивидуальны и могут зависеть от множества факторов. Так, на скорость реакции сильно влияют психическое состояние, физическое здоровье, наличие отвлекающих факторов или неполадки в самом транспорте (ненастроенные тормоза, к примеру).

Факторы, уменьшающие скорость реакции:

  • Психическая составляющая. Недавняя ссора, затруднения на роботе, грозящее опоздание, если не ускориться. Уставший за предыдущие сутки, переживающий за предстоящие события человек, будет отвлечён немного другим.
  • Время суток. Раннее утро (4 — 5 часов утра) действует «усыпляюще», из-за этого повышается количество затрачиваемого времени на раздумье. Сумерки же мешают увидеть опасность заблаговременно.
  • Нетипичность. Растерянность из-за нестандартной ситуации усугубляет проблему.
  • Физическое состояние. Имеются в виду болезнь, принятые несколько часов назад успокоительные, транквилизаторы, а также алкогольное опьянение. Всё это по отдельности или в совокупности, существенно снижает реакцию.
  • Пол, стаж.

Сюда же можно добавить характер человека и его психотип.

Климатические факторы тоже надо учитывать. Лёд, дождь – всё, что ухудшает сцепление шин с дорогой и уменьшает видение, негативно влияет на управление машиной.

Существует два препятствия, которые человек за рулём должен преодолеть, чтобы отреагировать на «раздражитель»: собственные головной мозг и мышцы.

Так, сигналу нужно время, чтобы преодолеть путь от глаза (если опасность была увидена) к ЦНС (центральной нервной системе). Там сигнал перерабатывается и лишь после этого, идёт к мышцам. Они, в свою очередь, совершают движение, в результате которого на передвижение ноги с газа на педаль тормоза затрачивается 0,5 секунды, что само по себе много.

Весь путь сигнала занимает доли секунды, однако именно они становятся решающими в стрессовой ситуации. Было подмечено, что неопытные или неуверенные личности быстрее реагировали: они привыкли не полагаться на своё восприятие и при непонятных ситуациях перестраховываться.

При угрозе ДТП эта особенность сыграет им на руку, так как мозг не успеет обработать информацию, как тут же примет решение поступить по привычке – перестраховаться.

Время реакции водителя ПДД

» Водитель Случаются чрезвычайные ситуации, когда автомобилисту необходимо быстро и безопасно затормозить машину. Большинство водителей знают, какое тормозное расстояние указано производителем средства передвижения, т.

е., например, оно должно останавливаться со скоростью 100 км/ч на расстоянии 36 м. Однако при этом вряд ли кто-то учитывает время реакции водителя.

Иногда возникает необходимость остановить автомобиль как можно скорее: например, неожиданно вышел на дорогу пешеход, и водитель должен принять правильное решение в доли секунды.

Стоит задуматься над тем, на что человек тратит время в такой стрессовый момент и как минимизировать эти потери. Важно!Водитель транспортного средства обязан снизить скорость, приближаясь к детской площадке, школе или передвигаясь по жилому микрорайону. Время физического отклика у большинства людей за рулём одинаковое.

Тем не менее, значительные индивидуальные различия касаются длительности психологического ответа. Этот период может варьироваться от 0,3 до 1,7 сек., причём последнее относится к опытным автомобилистам. Правила дорожного движения требуют от человека, управляющего авто, осторожности или особой внимательности, в зависимости от ситуации.

Полицейская статистика утверждает, что в населённых пунктах водители замечают пешеходов на расстоянии около 35 м.

Чистая математика в сочетании с законами физики показывает, что если машина движется со скоростью более 50 км/ч, у неё нет шансов замедлиться и она столкнётся с идущим, поэтому в границах городов и посёлков стоит ограничение скорости для транспортных средств: им можно передвигаться не быстрее 50 км/ч.

Особое внимание от автомобилиста требуется во время:

  1. проезда рядом с обозначенной трамвайной остановкой или остановкой другого общественного транспорта, не расположенного рядом с тротуаром;
  2. пропуска маркированного транспорта, предназначенного для перевозки инвалидов.
  3. движения в пробке, изменения направления движения или используемой полосы трассы;
  4. путешествия в условиях пониженной видимости и движения рядом с учебным транспортным средством или автомобилем, помеченным буквой «У»;
  5. объезда машины, осуществляющей ремонт на дороге;
  6. приближения к пешеходному переходу, к велосипедистам и повороту на поперечную дорогу;
  7. езды задним ходом, поворота и обгона;
  8. подъезда к перекрёстку и пересечения направлений движения в этом месте;
  9. приближения к железнодорожному или трамвайному переходу и проезду через них;

В среднем предполагается, что время реакции отдохнувшего водителя составляет 1 сек. Кажется, немного, но за этот короткий промежуток на скорости 100 км/ч машина преодолеет расстояние в 28–36 м.

Таким образом, время реакции человека, сидящего за рулем, означает, что он ничего не делает, проезжая эти метры. Во время занятий в автошколе учащиеся узнают, как машина ведёт себя с одинаковым временем реакции водителя в зависимости от скорости.

Например, на мокрой поверхности со скоростью 50 км/ч время отклика составляет 14 м пройденного расстояния и 11 м тормозного пути.

Определение времени реакции водителя на опасность

(Ермаков Ф.) («Российская юстиция», N 9, 2001) ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВРЕМЕНИ РЕАКЦИИ ВОДИТЕЛЯ НА ОПАСНОСТЬ Ф. ЕРМАКОВ Ф. Ермаков, профессор кафедры «Безопасность жизнедеятельности» Казанской государственной сельскохозяйственной академии, доктор технических наук. При расследовании наездов транспортного средства на пешехода стоящие автомобили и различные неподвижные препятствия судебному автотехническому эксперту, и следователю обязательно приходится решать вопрос о наличии или отсутствии возможности предотвращения происшествия, а прокурору и судье — убеждаться в правильности их решения.

Для этого эксперт рассчитывает остановочный путь транспортного средства при установленной следствием или экспертом скорости движения. Величину остановочного пути сравнивают с расстоянием, на котором появился пешеход или находились стоящие транспортные средства и неподвижные препятствия. Следователь, прокурор и судья должны проверить и оценить достоверность и объективность использованных экспертом исходных данных для расчетов остановочного пути и заключения автотехнической экспертизы.
В расчетах остановочного пути транспортного средства, кроме скорости его движения, учитывают психофизиологический параметр — время реакции водителя на опасность — и технические параметры, относящиеся к автомобилю и дорожным условиям, которые, по данным технической литературы, имеют предельные значения — минимальную и максимальную величины.

Однако при расследовании дорожно — транспортных происшествий (ДТП) сложилась такая практика, что расчеты остановочного пути транспортных средств, участвовавших в ДТП, эксперты проводят, как правило, со средними величинами психофизиологического и технических параметров.

Следователи, прокуроры и судьи при оценке достоверности и объективности заключений экспертизы зачастую не обращают на это внимание, что прежде всего происходит из-за незнания технических вопросов и непонимания влияния предельных значений расчетных параметров на выводы о наличии или отсутствии возможности предотвращения происшествия. Итак, расчетные параметры имеют предельные значения — минимальную и максимальную величины. По данным технической литературы, время реакции водителя на опасность колеблется в пределах от 0,4 до 1,2 сек.

Эксперты в расчетах берут его равным 0,8 сек. Для примера укажем, что остановочный путь легкового автомобиля на горизонтальном участке дороги с сухим асфальтобетонным покрытием при скорости движения 60 км/ч и указанных величинах времени реакции составляет соответственно 36,73; 43,4 и 50,06 м.

Если пешеход появился на расстоянии 45 м, то в первом и втором случаях имеется возможность предотвращения наезда на пешехода, так как 36,73 и 43,4 м меньше 45 м, в третьем — такой возможности нет (50,06 м больше 45 м). Из указанного сравнения остановочного пути автомобиля с расстоянием до пешехода следует одно из доказательств виновности или невиновности водителя.

Учитывая колебание времени реакции на опасность у разных водителей, которое приводит к различию в величинах

Определение времени реакции водителя при расследовании дорожно-транспортных преступлений Текст научной статьи по специальности «Государство и право. Юридические науки»

Кольчурин Андрей Геннадьевич кандидат юридических наук, доцент, Краснодарский университет МВД России (e-mail: Определение времени реакции водителя при расследовании дорожно-транспортных преступлений В статье рассматриваются вопросы, связанные с особенностями производства автотехнической экспертизы.

Проанализированы критерии оценки реакции водителя в момент возникновения опасности. Ключевые слова: дорожно-транспортные преступления, автотехническая экспертиза, время реакции, водитель. A.G. Kolchurin, Master of Law, Assistant Professor, Krasnodar University of the Ministry of the Interior of Russia; e-mail: The timing of the driver’s reaction during the investigation of road traffic offenses The article considers the questions connected with the peculiarities of production of autotechnical expert appraisal.

Analyzed the criteria for assessing the reaction of the driver at the time of danger. Key words: road traffic offenses, auto-technical expertise, reaction time, driver.

При проведении автотехнической экспертизы одним из основных является вопрос о наличии или отсутствии технической возможности водителя предотвратить дорожно-транспортное преступление (ДТП) в тех или иных условиях. Производя соответствующие расчеты, эксперт в качестве одной из составляющих использует время реакции водителя. Эта величина играет исключительную роль при решении вопроса о виновности того либо иного водителя.

Использование разных значений времени реакции водителя при прочих одинаковых условиях может привести к совершенно противоположным выводам о технической возможности либо невозможности водителя предотвратить ДТП. В большинстве случаев определение времени реакции водителя следователи предоставляют экспертам-автотехникам. Согласно проведенным исследованиям так поступают 88% респондентов [1].

На наш взгляд, такая практика является неверной. Остановимся на этом подробнее.

При производстве автотехнической экспертизы эксперты, в соответствии с

«Методическими рекомендациями по использованию в экспертной практике экспериментально-расчетных значений времени реакции водителей»

, используют при расчетах, как правило, среднее дифференцированное значение времени реакции водителя, равное 0,8 сек. Между тем, в зависимости от особенности характеристики конкретной дорожно-транспортной ситуации время реакции водителя может изменяться в пределах от 0,6 до 1,4 сек. [2]. Выделяют следующие дорожно-транспортные ситуации в зависимости от их особенностей и сложности для восприятия.

1. Водитель имеет возможность заранее обнаружить признаки возникновения опасности для движения и достаточно точно определить место и момент появления препятствия (время реакции — 0,6 сек): выход пешехода из-за скрытого объекта вслед за другим пешеходом; движение пешехода в направлении полосы движения транспортного средства; движение ребенка в направлении полосы движения транспортного средства; iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис . выезд транспортного средства, имевшего преимущественное право, на полосу движения и др.

Скорость реакции водителя

Случаются чрезвычайные ситуации, когда автомобилисту необходимо быстро и безопасно затормозить машину.

Большинство водителей знают, какое тормозное расстояние указано производителем средства передвижения, т. е., например, оно должно останавливаться со скоростью 100 км/ч на расстоянии 36 м. Однако при этом вряд ли кто-то учитывает время реакции водителя. Иногда возникает необходимость остановить автомобиль как можно скорее: например, неожиданно вышел на дорогу пешеход, и водитель должен принять правильное решение в доли секунды.
Стоит задуматься над тем, на что человек тратит время в такой стрессовый момент и как минимизировать эти потери.

Важно! Водитель транспортного средства обязан снизить скорость, приближаясь к детской площадке, школе или передвигаясь по жилому микрорайону. Время физического отклика у большинства людей за рулём одинаковое. Тем не менее, значительные индивидуальные различия касаются длительности психологического ответа.

Этот период может варьироваться от 0,3 до 1,7 сек., причём последнее относится к опытным автомобилистам. Правила дорожного движения требуют от человека, управляющего авто, осторожности или особой внимательности, в зависимости от ситуации. Полицейская статистика утверждает, что в населённых пунктах водители замечают пешеходов на расстоянии около 35 м.

Чистая математика в сочетании с законами физики показывает, что если машина движется со скоростью более 50 км/ч, у неё нет шансов замедлиться и она столкнётся с идущим, поэтому в границах городов и посёлков стоит ограничение скорости для транспортных средств: им можно передвигаться не быстрее 50 км/ч. Особое внимание от автомобилиста требуется во время:

  1. пропуска маркированного транспорта, предназначенного для перевозки инвалидов.
  2. приближения к железнодорожному или трамвайному переходу и проезду через них;
  3. объезда машины, осуществляющей ремонт на дороге;
  4. приближения к пешеходному переходу, к велосипедистам и повороту на поперечную дорогу;
  5. езды задним ходом, поворота и обгона;
  6. движения в пробке, изменения направления движения или используемой полосы трассы;
  7. подъезда к перекрёстку и пересечения направлений движения в этом месте;
  8. путешествия в условиях пониженной видимости и движения рядом с учебным транспортным средством или автомобилем, помеченным буквой «У»;
  9. проезда рядом с обозначенной трамвайной остановкой или остановкой другого общественного транспорта, не расположенного рядом с тротуаром;

В среднем предполагается, что время реакции отдохнувшего водителя составляет 1 сек.

Знаете ли вы? История автомобиля началась в XV веке, когда гениальный Леонардо да Винчи создавал проекты и модели первых транспортных средств.

Кажется, немного, но за этот короткий промежуток на скорости 100 км/ч машина преодолеет расстояние в 28–36 м.

Время реакции водителя ПДД

» Водитель – непосредственный участник автодорожного перемещения, находящийся за рулем автотранспортного средства во время его движения.

Таким образом, время реакции человека, сидящего за рулем, означает, что он ничего не делает, проезжая эти метры. Во время занятий в учащиеся узнают, как машина ведёт себя с одинаковым временем реакции водителя в зависимости от скорости.
В целом, такой термин применялся еще и во времена, когда не было автомобилей. Людей, управляющих любым средством передвижения, именовали «водителями». Это могли быть погонщики мулов, кучер, ведущие лошадей и повозки. Позднее слово стали относить к тем, кто ведет автомобильное транспортное средство.

У этого понятия есть синоним – «шофёр», который сейчас отнесен к более разговорной словоформе. Или часто употребим в профессиональном жаргоне, когда водителем является лицо, оформленное по профессии – водитель. Кем бы ни был участник автодорожного движения, он досконально должен знать, все знаки, правила, действие разметки.

А также, должен ли водитель показывать аптечку и огнетушитель сотруднику ГИБДД, всегда ли соглашаться на проверку по алкогольному опьянению, проходить медосмотры, техосмотры и т.д. Сегодня водителем считается:

  1. дальнобойщики – перевозчики грузов на дальние дистанции;
  2. велосипедисты и т.п.;
  3. мотоциклисты и т.п.;
  4. любое лицо, находящееся за рулем во время езды автомашины (легковой, грузовой, пассажирской), вне зависимости от того, имеет ли он права на управление;
  5. инструкторы автомобильных школ – несут ответственность за учащегося во время езды.
  6. лица, управляющие троллейбусами, трамваями;
  7. ведущие гужевые повозки, сани;
  8. погонщики, наездники вьючных, стадных, ездовых животных;

Реже всего водителями именуются:

  1. мотоциклисты, скутеристы, управляющие четырехколесным, трехколесным мототранспортом.
  2. пилоты воздушного транспорта;

В остальных случаях лица, управляющие другими самоходными машинами, чаще всего называют «машинистами». Машинистами считаются те, кто управляет:

  1. комбайном;
  2. паровозом;
  3. трактором;
  4. самосвалом, иное.
  5. электровозом;

Если подытожить, то получается, что водителем называют почти всех участников автодорожного движения.

Это потому, что термин считается на сегодня более обобщающим. Тогда как шофер – специфическое понятие, относящееся к профессиональной сфере, то есть – водителям, осуществляющим регулярные рейсы, числящимся в штате по своему роду занятия – управление автомашиной. Тем не менее, все участники обязаны придерживаться в строгом порядке ПДД.

К примеру, если п.2.7 Правил накладывает запрет на вождение в состоянии алкогольного опьянения, то это касается всех – автомобилистов, шоферов грузовых дальнобойных машин, пассажирского общественного транспорта, велосипедистов, скутеристов, мотоциклистов и даже погонщиков и наездников ездовых и иных животных.

Основы в требованиях – это знание и соблюдение Правил. Помимо этого, понадобится еще постоянно отслеживать новшества, какие могут ежегодно вноситься в Правила. Когда-то, например, не требовалось клеить на машину знак «Начинающий водитель».

А теперь этот восклицательный знак необходим для автомобилистов-новичков, чей опыт вождения составляет менее 2-х лет.

Определение времени реакции водителя на опасность

Весь сайт Законодательство Типовые бланки Судебная практика Разъяснения Фактура Архив Ф. ЕРМАКОВФ. Ермаков, профессор кафедры «Безопасность жизнедеятельности» Казанской государственной сельскохозяйственной академии, доктор технических наук.При расследовании наездов транспортного средства на пешехода стоящие автомобили и различные неподвижные препятствия судебному автотехническому эксперту, и следователю обязательно приходится решать вопрос о наличии или отсутствии возможности предотвращения происшествия, а прокурору и судье — убеждаться в правильности их решения.

Для этого эксперт рассчитывает остановочный путь транспортного средства при установленной следствием или экспертом скорости движения.

Величину остановочного пути сравнивают с расстоянием, на котором появился пешеход или находились стоящие транспортные средства и неподвижные препятствия. Следователь, прокурор и судья должны проверить и оценить достоверность и объективность использованных экспертом исходных данных для расчетов остановочного пути и заключения автотехнической экспертизы. В расчетах остановочного пути транспортного средства, кроме скорости его движения, учитывают психофизиологический параметр — время реакции водителя на опасность — и технические параметры, относящиеся к автомобилю и дорожным условиям, которые, по данным технической литературы, имеют предельные значения — минимальную и максимальную величины.

Однако при расследовании дорожно — транспортных происшествий (ДТП) сложилась такая практика, что расчеты остановочного пути транспортных средств, участвовавших в ДТП, эксперты проводят, как правило, со средними величинами психофизиологического и технических параметров. Следователи, прокуроры и судьи при оценке достоверности и объективности заключений экспертизы зачастую не обращают на это внимание, что прежде всего происходит из-за незнания технических вопросов и непонимания влияния предельных значений расчетных параметров на выводы о наличии или отсутствии возможности предотвращения происшествия.

Итак, расчетные параметры имеют предельные значения — минимальную и максимальную величины. По данным технической литературы, время реакции водителя на опасность колеблется в пределах от 0,4 до 1,2 сек. Эксперты в расчетах берут его равным 0,8 сек.

Для примера укажем, что остановочный путь легкового автомобиля на горизонтальном участке дороги с сухим асфальтобетонным покрытием при скорости движения 60 км/ч и указанных величинах времени реакции составляет соответственно 36,73; 43,4 и 50,06 м. Если пешеход появился на расстоянии 45 м, то в первом и втором случаях имеется возможность предотвращения наезда на пешехода, так как 36,73 и 43,4 м меньше 45 м, в третьем — такой возможности нет (50,06 м больше 45 м).

Из указанного сравнения остановочного пути автомобиля с расстоянием до пешехода следует одно из доказательств виновности или невиновности водителя. Учитывая колебание времени реакции на опасность у разных водителей, которое приводит к различию в величинах остановочного пути

Время реакции водителя при проведении автотехнической экспертизы ДТП

Несовершенство современного способа определения времени реакции водителей, совершивших наезд на пешехода или столкновение с другим транспортным средством, обусловлено гипотезой, применяемой всеми без исключения экспертами автотехниками, о предположительно одинаковой реакции всех без исключения людей в конкретной дорожно-транспортной ситуации без учета индивидуальных особенностей каждого отдельного водителя.

Тем не менее, если ситуация при проведении автотехнической экспертизы ДТП не совсем ясна, то эксперты рекомендуют проводить дополнительно к автотехнической экспертизе – инженерно-психологическую, с целью определения времени реакции каждого водителя участвовавшего в расследуемом ДТП. В последние годы сложилась двоякая ситуация, судьи не любят затягивать судебные процессы проведением дополнительных экспертиз, однако адвокаты имеют право настаивать на постановке именно тех вопросов, которые они могут посчитать существенными, в том числе и о времени реакции водителя.

Существует судебная практика, которая позволяет юристам ссылаться на необходимость проведения такой экспертизы и постановке вопросов, касающихся времени реакции водителя. Достаточно сделать соответствующий поисковый запрос по решениям судов, однако давность подобной практики проведения инженерно психологических экспертиз на территории бывшего СССР доступная для широкой общественности прослеживается с 1998 года, когда была осуществлена подобная экспертиза в Харьковском НИИСЭ, установившая время реакции водителя, которое составило 2,5 секунды. В Санкт-Петербурге в настоящее время такую экспертизу проводят сотрудники лаборатории безопасности дорожного движения ООО «Кит оценка».

Результатом деятельности которой стала публикация накопленного за годы практики «».

Как показали исследования, большая часть водителей имеет время реакции значительно ниже чем указанное в применяемых экспертами автотехниками таблицах 60-х годов прошлого столетия. Так, например, время реакции в таблице может составлять 0,8 секунды, когда фактически оно составляет 2,4 секунды.

Это значит, что остановочный путь автомобиля под управлением данного водителя при скорости 60 км.час увеличивается на 26,6 метра. Что может существенно повлиять на исход дела о виновности водителя по технической возможности предотвратить ДТП. Следует также отметить, что усредненное время реакции водителя не закреплено законодательно и не может применяться при проведении автотехнических экспертиз, однако эксперты пользуются данными авторитетного института и ссылаются на их научную обоснованность.

С другой стороны, время реакции космонавта может отличаться от времени реакции пенсионера и равнять их нельзя.

Также в ПДД не сказано о времени реакции или применении усредненных значений, поэтому использование таблиц может нанести существенный вред делу правосудия вследствие абсолютной необоснованности исходных данных. Исследования проведенные на базе ООО «Кит оценка» показывают, что в 95% случаев у водителя отсутствует надлежащая согласно табличным данным реакция, в силу индивидуальных психологических и физических особенностей организма.

Время реакции водителя

является одной из основных характеристик, определяющих уровень безаварийности транспортного движения. В большинстве случаев именно быстрота и правильность принятия решений при угрозе возникновения аварийной ситуации, а также время на их реализацию прямым образом влияют на вероятность возникновения аварии.

В ходе многочисленных исследований было установлено, что среднее время реакции водителей колеблется в интервале 0,3 – 1,5 с. Разброс временных значений, равный 1,2 с, выраженный в разности дистанций тормозного пути составляет 20 м (при скорости 60 км/ч и нормальном сухом дорожном покрытии).

Именно эти 20 м (а в некоторых случаях достаточно и более короткого расстояния) могут стать причиной совершения ДТП. Однако следует учесть, что значение реакции не является постоянной величиной для человека. На ее конечное значение влияет множество факторов, некоторые из которых человек способен скорректировать в сторону улучшения, а другие являются индивидуальными характеристиками организма.

Термин «время реакции» определяется как промежуток времени, прошедший с начала возникновения раздражителя (аварийной ситуации) до момента совершения действия направленного на его устранение. Условно этот промежуток времени можно разделить на два интервала – сенсорный и моторный. Сенсорный интервал имеет значение времени, затрачиваемого на восприятие сложившейся опасной дорожной ситуации, выделение создающего опасность объекта и принятие решения для предотвращения ДТП.

Моторный интервал имеет значение времени, затрачиваемого на выполнение действий по управлению автомобилем для предотвращения ДТП.

В исследованиях было определено, что длительность моторного интервала практически стабильна у каждого человека. Среди основных факторов, влияющих на продолжительность реакции, можно выделить трудность в принятии решения (зависит от степени нетипичности аварийной обстановки), пол, возраст, стаж вождения (опыт), состояние организма (здоров, болен, эмоционально напряжен, утомлен и др.), концентрацию внимания на опасных факторах и индивидуальные психологические особенности личности водителя, а также климатические факторы и время суток. Пол и возраст водителя оказывают влияние на зрительно-моторную реакцию.

До 25 лет она составляет в среднем 0,17 с для простой и 1,54 с для сложной реакции, а к 60 годам достигает 0,26 с для простой и 2,04 с для сложной реакции. Такое различие вызвано тем, что для сложной реакции характерен выбор правильного решения из множества вариантов.

Именно на этот показатель сильно влияет опыт вождения. Время простой реакции у женщин и мужчин не сильно отличаются, для сложной же реакции женщинам требуется в среднем 2,82 с, в то время как у мужчин этот показатель составляет 1,82 с.

Также выявлена зависимость между временем реакции и типом высшей нервной деятельности водителя.

Так у холериков этот показатель на 25 – 30 % ниже, чем у флегматиков, однако количество ошибочных действий у них было больше. Такой фактор, как эмоции, изменяет время реакции водителя в зависимости от личностных характеристик.

Время реакции водителя (таблица)

Со времени принятия научно-методическим советом ВНИИСЭ по судебной автотехнической экспертизе (НМС по САТЭ) решения о введении последней переработанной и дополненной редакции методических рекомендаций «Применение дифференцированного значения времени реакции водителя в экспертной практике» в действие, прошло около 20 лет .

Данная работа была выполнена на основании одноименной работы подготовленной коллективом авторов и введенной в действие НМС по САТЭ ВНИИСЭ с 01.01.83 г. За время использования данных рекомендаций в экспертной практике они неоднократно уточнялись, дополнялись и изменялись.

С момента выхода первой редакции методических рекомендаций и до настоящего времени, как со стороны судебно-следственных органов, так и со стороны экспертов, использующих эти рекомендации в своей практике, регулярно высказывались сомнения в обоснованности распространения стендовых данных времени реакции водителей при выборе скорости движения транспортных средств (ТС) по условиям видимости элементов дороги и при выборе дистанции при следовании за ТС — лидером в конкретных дорожно-транспортных ситуациях (ДТС). Данные сомнения основывались на чрезмерно малом значении времени реакции водителей (0,3 с), предлагаемых для исследования этих ситуаций.

Кроме этого на возможность появления подобных сомнений наталкивали и сами методические рекомендации. Учитывая презумпцию невиновности, являющуюся основой законодательства России, следует включить ДТС по установлению скорости движения ТС по условиям видимости элементов дороги и установлению безопасной дистанции для тех случаев, когда орган, назначивший судебную экспертизу не представляет данные о действительном времени реакции конкретного водителя, в часть таблицы дифференцированных значений времени реакции, в раздел для условий, когда ДТС, предшествовавшая свидетельствовала о большой вероятности его возникновения, соответственно, со временем реакции водителя ТС — 0,8 с. Ниже приводится таблица дифференцированных значений времени реакции с учетом проанализированных поправок.

Характеристика ДТС и других обстоятельств Типичные варианты t1, с . 1.Сложные дорожно-транспортные ситуации ДТС предшествовавшая ДТП, свидетельствовала о весьма большой вероятности его возникновения: водитель имел объективную возможность заранее обнаружить признаки вероятного возникновения препятствия, с достаточной точностью определить место, где могло появиться препятствие, момент возникновения и характер препятствия, а также необходимые меры по предотвращению ДТП; от водителя требовалось особое внимание к ДТС. Он должен был постоянно наблюдать за местом вероятного возникновения препятствия и подготовиться к принятию необходимых мер по предотвращению ДТП.

Начало движения в направлении полосы сле-дования ТС ребенка, находившегося на дороге в поле зрения водителя; выход пешехода на нерегулируемый пешеходный переход или на проезжую часть данного направления на перекрестке в месте, где переход разрешен; выход пешехода на регулируемый пешеходный переход или проезжую часть данного направления на регулируемом перекрестке на разрешающий сигнал светофора (регулировщика);

Время реакции водителя — что означает и от каких факторов зависит?

Безопасное движение на дорогах определяется многими факторами: соблюдением правил дорожного движения, взаимоуважением водителей, поведением пешеходов при пересечении дорожных магистралей. Одним из основных условий безаварийного транспортного передвижения является время реакции водителя.Чаще всего именно скорость при выборе правильного решения предотвращает ДТП на дорогах.

Здесь немаловажную роль играет временной промежуток, за который водитель успевает предпринять нужные действия.Время реакции водителя — период с момента обнаружения опасности до начала принятия мер по ее предотвращению.За этими словами стоит сложный процесс. Изменение дорожной ситуации воспринимается зрением, реже слухом.

Сигнал или несколько сигналов поступают в центральную нервную систему, обрабатываются, и формируется ответ в форме ряда действий с рулем и педалью тормоза.Реакция — это действие организма в ответ на раздражитель. Реакции могут быть простыми, когда действует один раздражитель, и сложными — несколько раздражителей.Например, для простого торможения нужно 0,5 с. За это время шофер успевает перенести стопу с педали газа на педаль тормоза.

Но автомобиль продолжает двигаться. Если его скорость 50 км/ч, то он успевает проехать 6,9 м, за 1 с. — 13,9 м, за 1,5 с. — 20,8 м.

А для объезда впереди идущего транспорта надо к торможению добавить действия с управлением руля, от этого время реакции возрастает.Важно! Автомобилисту необходимо быстрое реагирование на дорожную ситуацию.

От этого зависит безопасность вождения.Время реакции водителя составляет от 0,3 до 1,5 сек.

Эти цифры появились благодаря многочисленным исследованиям. Средним временем реакции считают 1 секунду. Существует такое понятие, как нормативное время восприятия сложной ситуации, равное 0,8 с.

Его используют при судебно — медицинской экспертизе ДТП.Человек — это биологический организм, реакции которого постоянно меняются и зависят от различных факторов.Что же влияет на реагирование шофера и его восприятие опасной ситуации:Пол — мужчины, управляющие транспортным средством, быстрее реагируют на появление сигнала опасности, время реагирования у них составляет 1,8 с., а у женщин — 2,8 с., простую ситуацию они воспринимают практически одинаково.Возраст — у собственников машин, чей возраст не превышает 30 лет, восприятие опасной ситуации происходит скорее, чем у водителей от 40 лет и выше. Но люди старшего возраста быстрее принимают правильные решения, а время реакции у них стабильно.

Молодому автолюбителю для решения простой ситуации нужно 0,17 с., для сложной — 1,54 с. К 60 годам показатели изменяются: для простой ситуации — 0,26 с., для сложной — 2,05 с.Опыт — при возникновении аварийной ситуации на дороге всегда видно опытного шофера.

Он не паникует и не суетится, действия его быстры и выверены.Физическая подготовка — виды спорта, направленные на выработку реакции и выносливости, помогают любителям езды за рулем быстрее воспринимать опасную ситуацию и верно подбирать стратегические

Время реакции водителя — какие делать выводы

Допустим, мы определились с моментом возникновения опасности и имеем все неодходимые исходные данные для определения наличия или отсутствия технической возможности у водителя ТС предотвратить ДТП.

Для решения данного вопроса эксперт располагает рядом экспертных методик, как для общих, так и для частных дорожно-транспортных ситуаций.

При наличии у эксперта определенных исходных данных, решение этого вопроса не вызывает каких-либо технических трудностей. Однако возникает вопрос: при всей кажущейся простоте решения проблемы, всегда ли эксперт имеет право делать категоричные выводы, которые впоследствии могут лечь в основу приговора или решения суда?

Решение данного вопроса, в классическом случае, сводится к сравнению полного остановочного пути автомобиля при экстренном торможении в данных погодных и дорожных условиях с удалением автомобиля от места столкновения (наезда) в момент возникновения опасности для его движения. Рассмотрим простейший случай: 1.

Задано удаление; 2. Скорость автомобиля; 3. Отсутствие следов его торможения. Тогда эксперту остается определить остановочный путь автомобиля по хорошо известной формуле: So = (t1 + t2 + 0,5 • t3) • Va + Va2 / (2 • j) [м], и сравнить его с удалением.

Как известно, при исследовании обстоятельств ДТП, теория САТЭ требует от эксперта решения задач в системе водитель – автомобиль – дорога – среда (ВАДС). С этих позиций вышеуказанную формулу можно представить в виде суммы, состоящей из двух слагаемых: Со слагаемым №2 все понятно.

Оно содержит технические параметры и, допустим, достоверные данные о скорости ТС. Слагаемое №1 представляет собой произведение t1 • Va – путь, пройденный автомобилем за время, прошедшее с момента возникновения опасности для движения до момента начала торможения.

При установленной скорости транспортного средства, величина этого слагаемого зависит только от времени реакции водителя, экспериментально-расчетное значение которого, в зависимости от ДТС принимается экспертом, в основном, из методических рекомендаций

«Применение дифференцированных значений времени реакции водителя в экспертной практике»

, разработанных во ВНИИСЭ еще в 1987 году.

Однако функциональные качества водителя зависят от множества не связанных между собой причин, и можно ли пользоваться в конкретном случае усредненными оценочными значениями этих качеств? Управляющие действия водителя являются его ответными реакциями на восприятие дороги, пешеходов, других транспортных средств, дорожных знаков, показаний контрольно-измерительных приборов и т.п. Эти действия осуществляются движениями рулевого колеса, рычага переключения коробки передач, педалей сцепления, тормоза и других рабочих органов управления.

Наиболее сложной и типичной деятельностью водителя является сенсомоторная координация, при которой не только подвижен воспринимаемый раздражитель, но и динамичны двигательные действия самого водителя.