Запорожская сечь 1 законы и порядки 2 чем она жила

Запорожская сечь 1 законы и порядки 2 чем она жила

Подскажите пожалуйста законы запорожской сечи из тараса бульбы.!(см.вн.)


Законов на Сечи было мало, но были они жестокими. Воровство на Сечи считалось бесчестием для всего казачества.

Вора привязывали к столбу и каждый, кто проходил мимо, обязан был ударить его дубиной.

Не оставались без наказания и казаки, не платившие долг, — должников привязывали к пушке, а потом кто-нибудь из друзей выкупал его. Самая страшная казнь была за смертоубийство — убитого и живого убийцу вместе зарывали в землю.

Войны и суровые условия жизни воспитывали в украинских казаках пренебрежение к комфорту и роскоши, чувство товарищества, братства, мужество и стойкость — все качества, которые должны быть у настоящего воина, готового в любую минуту на самопожертвование. На Сечи придерживались обычаев, которые передавались от отца к сыну, за чем внимательно следили старые казаки. Каждый из запорожцев готов был умереть за свое отечество.

Тарас Бульба, произнося речь перед боем, говорил казакам: «Нет уз святее товарищества».Но Гоголь не идеализирует Запорожскую Сечь и не приукрашивает жизнь казаков. Он показывает варварские обычаи и нравы запорожцев, их националистические предрассудки, стихийность поведения и непрочность общественного быта. На Запорожской, Сечи не было военной школы —

« юношество воспитывалось и образовывалось в ней одним опытом, в самом пылу битв, которые оттого были почти непрерывны»

.

Никакую дисциплину, кроме

«стрельбы в цель да изредка конной скачки и гоньбы за зверем в степях и лугах»

, казаки изучать не любили.

«Некоторые занимались ремеслами… но большая часть гуляла с утра до вечера»

.Сечь была похожа «на школу и бурсу детей, живущих на всем готовом». Отсталость запорожцев особенно ярко проявлялась в бесправном положении женщины, в ее трагической судьбе, что подчеркивается в образе матери Остапа и Андрия.

Все это вместе с антинациональными тенденциями в верхушке украинского казачества было источником ослабления Сечи, нарастания в ней внутренних противоречий. Воспевая запорожскую вольницу, Гоголь осуждал крепостничество, угнетение, любое подавление человеческой личности. Наиболее яркие, проникновенные страницы посвящены героизму людей из народа, их представлениям о честности, справедливости, долге.

Но, прославляя подвиги запорожцев, писатель вместе с тем не скрывает того, что удаль в них сочеталась с беспечностью и разгулом, ратные подвиги — с жестокостью. Но такое тогда было время:

«Дыбом воздвигнулся бы ныне волос от тех страшных знаков свирепства полудикого века, которые пронесли везде запорожцы »

, — пишет Гоголь. Запорожская вольница, непритязательный быт, разгульные обычаи, строгие законы закаляли и воспитывали казаков.

Они становились храбрыми и бесстрашными, выносливыми и умелыми защитниками веры и своего народа.«Победить или погибнуть» — такой девиз казаки писали на своем оружии.

Жизнь и быт казаков Запорожской Сечи

Шибеница стояла за границей Коша, и на казни могли присутствовать и посторонние. До нас дошли рассказы о том, что от шибеницы могла казака спасти девушка, согласившаяся выйти замуж за преступника.

Причем девушка годилась любая, даже незнакомая. В связи с этим обычаем рассказывали случай, когда коня с преступником подводили уже к виселице, навстречу ему вышла девушка под белым покрывалом в знак того, что она готова выйти замуж за приговоренного.

Осужденный на смерть казак попросил девицу снять покрывало со своего лица, но когда увидел, что она сильно обезображена оспой, заявил: «Як маты таку дзюбу лепше на шибенице дать дубу» и последовал дальше навстречу своей смерти. Кроме шибеницы, в редких случаях применяли заимствованный у ляхов железный гак (крюк), на который осужденного подвешивали за ребра (как тушу в мясной лавке) и оставляли до тех пор, пока он не умирал. Пользовались они иногда и острой палей (колом), на который «сажали» осужденного.

Хоронили казненных калеки-нищие, просившие в Сечи милостыню у градских ворот.

Нищие снимали казненных и погребали на выгоне, за что им разрешалось снимать с мертвых одежду и надевать свою, ветхую.

Ансамбль «казачий Дюк» Заказ концертов 8 917 554 2284 Игорь В Запорожье существовал издавна обычай — не вешать ни одного вора, пока он не исповедуется, не разрешится от греха и не приобщится к Святым Тайнам, ибо нет суда на том свете для тех, которые здесь уже осуждены, признали свои грехи и раскаялись. От наказания не могли спасти ни звание, ни высокая должность.

Обычаи свои сечевики сохраняли долго. Так, будучи в рядах русской армии (во времена Екатерины Великой), произошел такой случай. Один чиновный казак в чем-то провинился и Потемкин, командующий армией (в войне против турок), попросил полковника Головатого пожурить виновного.

На другой день Головатый доложил «его светлости», что приказ выполнен: — Пожурили виновного по-своему. — Как же вы его пожурили? — спросил князь. — А просто: положили, та киями откатали так, что вин едва встал… — Как! Майора? — закричал светлейший. — Да как вы могли? — И вправду насилу смогли, едва вчетвером повалили: не давался.

10 удивительных фактов о Запорожской Сечи: как жили простые казаки общины

Запорожье — исконно казачий край, в котором это военное товарищество зародилось ещё в XVI веке, а первые казаки появились и того раньше. Запорожцы старались жить обособлено, но формально находились в зависимости от государства, которое отвоёвывало эти территории (в разное время это были Российская и Османская империи, а также Речь Посполитая).

Однако Сечь, несмотря на давление крупных соседей, всегда была самодостаточной. Община жила по своим, писаным и неписаным, законам. У казаков был атаман, суд, земельные угодья, внутри поселения строились жилища и церкви.

Уклад жизни, традиции и привычки запорожских казаков удивляли даже их современников, а сейчас, спустя века, и вовсе кажутся невероятным.Вот несколько интересных фактов о Запорожской Сечи.1. Сечь или Кош? Часто запорожскую общину, да и другие казацкие поселения называли не Сечью, а Кошем.

Сечь означала частокол вокруг станицы (от слова «высекать», «рассекать»), а Кош — стоянку казаков, временную или постоянную. Распространены были оба названия.2. Где находилась Сечь? Оказывается, у вольных казаков не было определённого места стоянки — запорожцы перемещались вдоль Днепра.

Конечно, смена места жительства была нечастой (за три века было построено около десяти укреплений), однако каждые несколько 5-40 лет казаки меняли дислокацию. Место жительство выбиралось в зависимости от военной и политической обстановки того времени и обычно располагалось вблизи речных переправ.

3. Испытательный срок. Не каждый желающий мог стать запорожским казаком, для этого необходимо было как следует выучить порядки сечи («сечевое рыцарство», как называли свой устав сами казаки) и только через семь лет стать «испытанными товарищами».4.

Свой язык и фамилии. Внутри Сечи существовал свой диалект, называемый «казацким языком», который каждый вновь прибывший должен был усвоить. После того, как новобранца переводили в «испытанные товарищи», ему давали новую фамилию, обычно образованную от прозвища, — Непейпиво, Мозоль, Борщ, Убей-волк, Незовибатько.5.

Курень и паланка. Куренем называли отдельное военное подразделение казаков, состоящее из нескольких десятков (в мирное время) или нескольких сотен (в военное) бойцов. Согласно современной классификации курень больше всего напоминал батальон. Всего в Сечи было около 38 куреней.

Паланка — своеобразный округ или район на территории Сечи.6. Рада. На раде решались все важные вопросы товарищества: проходили суды, продумывались дальнейшие военные планы, распределялись земли и угодья, выбирались атаманы.

Рада могла быть сечевой (главной), куренной или паланочной, а время проведения каждого очередного собрания было неизменным. Если возникали срочные вопросы, требующие немедленного решения, раду созывали вне очереди.7. Безбрачие. Казаки, вступая в Сечь, давали обет безбрачия.

Считалось, что семья — главная помеха для храброго воина. Запрещались не только узаконенные связи, но и плотские утехи вне семьи, то есть иметь любовницу за пределами общины также не позволялось. Единственное исключение — военные походы, насилие в захваченных городах и сёлах процветало.8.

Денежный вопрос. В средствах Запорожская Сечь нужды не испытывала, получая доходы от грабежей захваченных территорий, торговли, сбора дани с проезжающих мимо купцов. К тому же казакам, охраняющим границы от посягательств извне, выплачивали государственные жалования.

Кроме того, в Сечи было хорошо развито виноделие, рыболовство и охота.9.

Одежда и причёски. Запорожские казаки выделялись среди остальных — они брили голову, оставляя при этом длинный чуб. Что касается одежды, то запорожцы предпочитали носить очень объёмные атласные шаровары, широкие пояса, сафьяновые сапоги, кафтаны и папахи.10.

Войско. Армия запорожцев была хорошо организована: оружие отличалось разнообразием (копья, сабли, кинжалы, гаубицы, пушки, мортиры), а войско состояло из пехоты, конницы и артиллерии. Существовала строгая иерархия и многочисленные военные звания. В войске особенно почитался характерник, задачей которого было лечить и наставлять бойцов, а также колдовать и ворожить для победы.Понравилась статья?

Ставьте палец вверх и подписывайтесь на , чтобы не пропустить самое интересное!

sandseller.ru

Запорожская Сечь имела свою территорию, которая называлась Кош.

По бескрайней степи были разбросаны курени, которыми руководили выборные кошевые атаманы. Их выбирали на Большом Совете и числа запорожских казаков. Прийти и поселиться в Сечи мог любой неженатый мужик, который проходил испытание на воинском экзамене.

Экзаменовали опытные казаки. Много было беглых крепостных крестьян.

Принятый в Сечь, должен был произнести клятву «Верую в Христа и святую Троицу» и перекреститься. В Сечи строились церкви, в которые казаки ходили на молебны, но казаки не постились.

Законы были малочисленными, но жестокими.

  • За воровство назначалось публичное наказание.
  • За неуплату долга должника привязывали к пушке и держали до тех пор, пока кто-нибудь не выкупал казака, выплатив его долг.
  • За убийство убийцу заживо закапывали в землю вместе с убитым.

Казаки всеми силами сопротивлялись веяниям западных стан, особенно панский Польши и вели патриархальный, отсталый уклад жизни.

От сталось запорожских казаков очень ярко проявлялась в отношении к женщинам, которые были абсолютно бесправными членами Запорожской Сечи. Благополучие и жизнь женщины полностью зависели от воли и желания отца, мужа, свекра. По праву оценивая подвиги запорожцев, их современники поражались беспечности и разгульному образу жизни казаков.

Ратные подвиги казаков поражали своей жестокостью. И, тем не менее Н.В. Гоголь, описывая вольницу Запорожской Сечи, ее непритязательный быт, признавал, что строгие обычаи и законы закаляли и воспитывали казаков, превращая их в бесстрашных, выносливых и умелых защитников своего народа и веры. На своем оружие казаки писали «Победить или погибнуть!» Традиционным занятием казаков являлось землепашество.

Возделывались поля с пшеницей, кукурузой овсом.

Особенно в рядах казаков было развито коневодство.

ПОДЕЛИТЬСЯ

законы запорожской сечи в рассказе тарас бульба

Внимание писателя сосредоточено на изображении патриотизма и героизма запорожских казаков, естественно, что детали быта, домашней обстановки в повести — на заднем плане.

Ведь конь был боевым другом казака во время военных походов. Развивалось садоводство и виноградарство. Казаки были искусными резчиками по дереву и прекрасными оружейниками.

С бытовой жизнью Тараса Бульбы и запорожских казаков писатель знакомит читателей в мирный период их жизни. Он показывает демократическое устройство Сечи, нравы казацкого товарищества, презрение казаков к богатству и роскоши. У Запорожской Сечи была своя территория, которая называлась Кош. По полю разбросаны курени, напоминающие отдельные государства.
Руководили ими выборные кошевые атаманы, которые избирались Большим советом «из своих же запорожских казаков» . Все важные вопросы решали вместе на общем собрании.

Был и свой запас провизии, и кашевар.

Прийти на Сечь мог каждый, но тот, кто хотел здесь поселиться, должен был пройти своеобразный воинский экзамен у опытных воинов. Если пришедший был слабым и непригодным к воинской службе, его не принимали и отсылали обратно домой. Прием в Сечь был прост: надо было сказать: * «Верую в Христа, в святую Троицу» и перекреститься.

На Сечи была церковь, куда казаки ходили на службу, хотя никогда не постились.

Законов на Сечи было мало, но были они жестокими.

Воровство на Сечи считалось бесчестием для всего казачества. Вора привязывали к столбу и каждый, кто проходил мимо, обязан был ударить его дубиной. Не оставались без наказания и казаки, не платившие долг, — должников привязывали к пушке, а потом кто-нибудь из друзей выкупал его.

Самая страшная казнь была за смертоубийство — убитого и живого убийцу вместе зарывали в землю. Войны и суровые условия жизни воспитывали в украинских казаках пренебрежение к комфорту и роскоши, чувство товарищества, братства, мужество и стойкость — все качества, которые должны быть у настоящего воина, готового в любую минуту на самопожертвование. На Сечи придерживались обычаев, которые передавались от отца к сыну, за чем внимательно следили старые казаки.

Каждый из запорожцев готов был умереть за свое отечество.

Тарас Бульба, произнося речь перед боем, говорил казакам: «Нет уз святее товарищества» . Но Гоголь не идеализирует Запорожскую Сечь и не приукрашивает жизнь казаков.

Он показывает варварские обычаи и нравы запорожцев, их националистические предрассудки, стихийность поведения и непрочность общественного быта.

На Запорожской, Сечи не было военной школы —

« юношество воспитывалось и образовывалось в ней одним опытом, в самом пылу битв, которые оттого были почти непрерывны»

. Никакую дисциплину, кроме

«стрельбы в цель да изредка конной скачки и гоньбы за зверем в степях и лугах»

, казаки изучать не любили.

«Некоторые занимались ремеслами… но большая часть гуляла с утра до вечера»

.

Тарас бульба. Тарас бульба 3 глава выписать законы сечи, надо срочно !!!

Законы запорожской Сечи: 1.Сечь для каждого козака-родной дом.

2.Всё, чем жил человек до прихода в Сечь забывалось.

3.Основное время -гульбе 4.Воспитание и образование юношества проходило в битвах, которые были беспрерывно. 5.Женщины не смели показываться даже в предместьях Сечи. 6.Единственной церимонией в Сечи было то, что каждый пришедший обязан был явиться к кошевому, подтвердить свою веру в Христа, святую троицу, перекрестится при этом.

7.Церковь, в которой молилась Сечь, каждый готов был защищать до последней капли крови.

8.Посты не соблюдались. 9.Козак никогда не торговался: или отдавал всё, что было, или забирал даром. 10.В Сечи всё было у куренного атамана: деньги, платья, харч, каша, топливо.

Ему же отдавали деньги под сохран.

11.Если козак проворовался, то это считалось позором для всего казачества. Провинившегося првязывали к позорному столбу, клали рядом дубину, каждый проходящий обязан был его ударить, пока не забивали насмерть. 12.Не платившего должника приковывали к пушке, пока товарищи не выкупали его и не отдавали за него долги.

13.В бою действовал принцип: сам погибай.

а товарища выручай. Внимание писателя сосредоточено на изображении патриотизма и героизма запорожских казаков, естественно, что детали быта, домашней обстановки в повести — на заднем плане.

С бытовой жизнью Тараса Бульбы и запорожских казаков писатель знакомит читателей в мирный период их жизни.

Он показывает демократическое устройство Сечи, нравы казацкого товарищества, презрение казаков к богатству и роскоши.

У Запорожской Сечи была своя территория, которая называлась Кош. По полю разбросаны курени, напоминающие отдельные государства.

Руководили ими выборные кошевые атаманы, которые избирались Большим советом «из своих же запорожских казаков» . Все важные вопросы решали вместе на общем собрании.

Был и свой запас провизии, и кашевар.

Прийти на Сечь мог каждый, но тот, кто хотел здесь поселиться, должен был пройти своеобразный воинский экзамен у опытных воинов. Если пришедший был слабым и непригодным к воинской службе, его не принимали и отсылали обратно домой. Прием в Сечь был прост: надо было сказать: * «Верую в Христа, в святую Троицу» и перекреститься.

На Сечи была церковь, куда казаки ходили на службу, хотя никогда не постились.

Законов на Сечи было мало, но были они жестокими. Воровство на Сечи считалось бесчестием для всего казачества.

Вора привязывали к столбу и каждый, кто проходил мимо, обязан был ударить его дубиной. Не оставались без наказания и казаки, не платившие долг, — должников привязывали к пушке, а потом кто-нибудь из друзей выкупал его. Самая страшная казнь была за смертоубийство — убитого и живого убийцу вместе зарывали в землю.

Войны и суровые условия жизни воспитывали в украинских казаках пренебрежение к комфорту и роскоши, чувство товарищества, братства, мужество и стойкость — все качества, которые должны быть у настоящего воина, готового в любую минуту на самопожертвование. На Сечи придерживались обычаев, которые передавались от отца к сыну, за чем внимательно следили старые казаки. Каждый из запорожцев готов был умереть за свое отечество.

Тарас Бульба, произнося речь перед боем, говорил казакам: «Нет уз святее товарищества» . Но Гоголь не идеализирует Запорожскую Сечь и не приукрашивает жизнь казаков.

Он показывает варварские обычаи и нравы запорожцев, их националистические предрассудки, стихийность поведения и непрочность общественного быта.

На Запорожской, Сечи не было военной школы —

« юношество воспитывалось и образовывалось в ней одним опытом, в самом пылу битв, которые оттого были почти непрерывны»

.

Никакую дисциплину, кроме

«стрельбы в цель да изредка конной скачки и гоньбы за зверем в степях и лугах»

, казаки изучать не любили.

«Некоторые занимались ремеслами… но большая часть гуляла с утра до вечера»

.

Законы запорожской сечи

Военные задачи и функции Запорожской Сечи.

Запорожская Сечь, выполняя историческую миссию защиты родной земли и спасения украинской нации, защищала Украину от турецко-татарской агрессии. Казаки укрепили фортификациями города и местечки, создали военную охранно-защитную, разведывательно-сторожевую систему обороны границ Украины, просуществовавшую в течение трех столетий. Постоянно действовали посты со сторожевыми очередными отрядами, которые наблюдали за степными дорогами и переправами через реки.

С помощью оригинальной сигнализации казаки предупреждали население о продвижении татарских орд, пытались организовать сопротивление врагу.

Именно в Запорожской Сечи было создано Запорожское Войско, ставшее организационной формой вооруженных сил Украины.

Запорожское Войско, постоянным и безотказным резервом которого всегда выступало все украинское казачество, имело свой флот, артиллерию, конницу и пехоту. Оно выработало блестящее казацкое военное искусство, превосходившее стратегию и тактику феодальных европейских армий. Сформировавшись в условиях жестокой борьбы против литовских, польских и украинских феодалов, с одной стороны, и турецко-татарских агрессоров, с другой, Запорожская Сечь героически отстаивала свою независимость.

Литовское правительство, а позже правительство шляхетской Польши, будучи не в состоянии ликвидировать сечь, демонстративно отказалось юридически признать ее существование. Чтобы воспрепятствовать побегам крестьян в сечь и полностью изолировать Запорожье от Украины, Речь Посполитая построила на Днепре крепость Кодак.

Однако попытки шляхетской Польши уничтожить сечь успеха не имели. Казацкое обычное право. Кроме собственных органов управления, в Сечи функционировало также собственно казацкое право, которое было не писаным законом, a

«древним обычаем, словесным правом и здравым смыслом»

.

Если в целом на территории Украины в то время действовали различные источники права («Русская правда» , Литовские статуты, акты королевской власти, Магдебургское право) , то на Запорожской Сечи важнейшее значение приобрело казацкое обычное право, которое основывалось на принципах коллективизма, братства и взаимопомощи. На основании обычаев и традиций четко регламентировались права и обязанности старшин. Нормы казацкого права утверждали те общественные отношения, сложившиеся среди казачества.

Они закрепляли военно-административную организацию Запорожской Сечи, устанавливали правила военных действий, деятельность судебных органов, порядок землепользования, заключение договоров, определяли виды преступлений и наказаний. Казацкое право признавали зарубежные государства, а казаки всячески защищали его, опасаясь, что писанное право может ограничить казацкие вольности.

Запорожская сечь 1 законы и порядки 2 чем она жила

Фигуры — это ряд бочек, обвязанных между собой и поставленных друг на друга.

Галаган поклялся перед ними в верности своих слов, и тогда казаки бросили оружие. Но то было не больше, как обман со стороны Игната Галагана. Русские устремились на безоружных запорожцев, и тут произошла страшная кровавая расправа, причем все курени и все строения в Сечи были сожжены[43].

Из доклада царю об уничтожении Сечи (Чертомлыкской): Живьем взято старшин и казаков с 300 человѣк, пушек, також и амуниціи взято в оном городѣ многое число… А ис помянутых живьем взятих воров знатнѣйших велѣл я удержать, а протчих по достойности казнить и над Сѣчею прежней указ исполнить, також и всѣ их мѣста разорить, дабы оное измѣнническое гнѣздо весма выкорѣнить. После схватки взяты были в плен — кошевой атаман, войсковой судья, 26 куренных атаманов, 2 монаха, 250 человек простых козаков, 160 человек женщин и детей.

Важно Речью Посполитой на круче над Днепром основана крепость Кодак, целью которой было препятствовать побегам крестьян и изолировать мятежную Запорожскую Сечь.

Место для крепости было выбрано не случайно — здесь находился первый днепровский порог.

Он состоял из четырёх гряд общей длиной 400 м и падением воды в 2 м. Земляную Кодакскую крепость строил французский инженер Г.-Л.

де Боплан; гарнизонная застава состояла из двухсот немецких наемников-драгун во главе с французским офицером Ж. Марионом. Месяц спустя недостроенную крепость захватили и разрушили украинские казаки под руководством И.

Сулимы. К 1639 г. крепость вновь отстроили, а гарнизон увеличили втрое. В самом начале Освободительной войны украинского народа в 1648 году казаки полковника М. С одной стороны это было сословие профессиональных военных, являвших (практически вплоть до восстания Хмельницкого) наиболее боеспособную часть коронных войск, с другой стороны-казачество требовало к себе особого расположения от высших сановников Речи, и могло в ряде случаев не подчиняться даже воле короля.

Более того, имели место быть случаи применения польским правительством формирований из т.н. реестровых казаков для выполнения полицейских функций против низовых (сечевых) казаков и использование их в карательных операциях (а также для охраны тюрем, выполнения казней, расправ над повстанцами, политическими противниками и др.). Для этих целей, например, была основана крепость Кодак, гарнизон которой состоял из реестровых казаков и задача которых состояла в предотвращении всякого сношения Крыма или Сечи с населением низа и верховья Днепра.

Пишалася синами мати, Синами вольними… Росли, Росли сини і веселили Старії скорбнії літа… Аж поки іменем Христа Прийшли ксьондзи і запалили Наш тихий рай. І розлили Широке море сльоз і крові, А сирот іменем Христовим Замордували, розп’яли.

Поникли голови козачі, Неначе стоптана трава. Украйна плаче, стогне-плаче! За головою голова Додолу пада.

Кат лютує, А ксьондз скаженим язиком Кричить: «Te deum! алілуя!.» Отак-то, ляше, друже, брате! Неситії ксьондзи, магнати Нас порізнили, розвели, А ми б і досі так жили.

законы запорожской сечи ответьте пожалуйста очень надо

Законы запорожской Сечи: 1. Сечь для каждого козака — родной дом.

2. Всё, чем жил человек до прихода в Сечь забывалось.

3. Основное время — гульбе 4. Воспитание и образование юношества проходило в битвах, которые были беспрерывно.

5. Женщины не смели показываться даже в предместьях Сечи.

6. Единственной церемонией в Сечи было то, что каждый пришедший обязан был явиться к кошевому, подтвердить свою веру в Христа, святую троицу, перекрестится при этом.

7. Церковь, в которой молилась Сечь, каждый готов был защищать до последней капли крови.

8. Посты не соблюдались. 9. Козак никогда не торговался: или отдавал всё, что было, или забирал даром. 10. В Сечи всё было у куренного атамана: деньги, платья, харч, каша, топливо. Ему же отдавали деньги под сохран.

11. Если козак проворовался, то это считалось позором для всего казачества.

Провинившегося привязывали к позорному столбу, клали рядом дубину, каждый проходящий обязан был его ударить, пока не забивали насмерть.

12. Не платившего должника приковывали к пушке, пока товарищи не выкупали его и не отдавали за него долги.

13.В бою действовал принцип: сам погибай. а товарища выручай. Законы запорожской сечи в рассказе «Тарас Бульба»:Прием в Сечь был прост: надо было сказать: * «Верую в Христа, в святую Троицу» и перекреститься. На Сечи была церковь, куда казаки ходили на службу, хотя никогда не постились.

Законов на Сечи было мало, но были они жестокими. Воровство на Сечи считалось бесчестием для всего казачества.

Вора привязывали к столбу и каждый, кто проходил мимо, обязан был ударить его дубиной. Не оставались без наказания и казаки, не платившие долг, — должников привязывали к пушке, а потом кто-нибудь из друзей выкупал его. Самая страшная казнь была за смертоубийство — убитого и живого убийцу вместе зарывали в землю.

Войны и суровые условия жизни воспитывали в украинских казаках пренебрежение к комфорту и роскоши, чувство товарищества, братства, мужество и стойкость — все качества, которые должны быть у настоящего воина, готового в любую минуту на самопожертвование. На Сечи придерживались обычаев, которые передавались от отца к сыну, за чем внимательно следили старые казаки.

Каждый из запорожцев готов был умереть за свое отечество.

Тарас Бульба, произнося речь перед боем, говорил казакам: «Нет уз святее товарищества» . Но Гоголь не идеализирует Запорожскую Сечь и не приукрашивает жизнь казаков. Он показывает варварские обычаи и нравы запорожцев, их националистические предрассудки, стихийность поведения и непрочность общественного быта.

На Запорожской, Сечи не было военной школы —

« юношество воспитывалось и образовывалось в ней одним опытом, в самом пылу битв, которые оттого были почти непрерывны»

.

Никакую дисциплину, кроме

«стрельбы в цель да изредка конной скачки и гоньбы за зверем в степях и лугах»

, казаки изучать не любили.

«Некоторые занимались ремеслами… но большая часть гуляла с утра до вечера»

.

Особенности жизни и быта казаков Запорожской Сечи

По мнению Бульбы, казак не должен ходить в такой неудобной одежде, так как казак – это прежде всего воин.

Одежду своих сыновей, вернувшихся с учебы, он называет «смешным убранством». Казачки любили украшения. Так, описывая девок-прислужниц, которые работали в , автор заостряет внимание на том, что они были «в червонных монистах», то есть в красных ожерельях. Музыкальные инструменты казаков Бандура – народный украинский музыкальный инструмент.

Звук бандуры Гоголь сравнивает с тихим треньканьем. Уже в начале повести автор погружает читателя в атмосферу жизни казачьего поселения. Делает он это при помощи звуков.

При въезде в Сечь Бульбу и его сыновей

«оглушили пятьдесят кузнечных молотов, которые били в кузницах»

.

Для того чтобы удерживать многотысячное войско, одеть и накормить его, обеспечить военным обмундированием, нужна была работа многих людей; здесь добывали руду, уголь, выпасались стада волов, коней, сооружались лодки, подводы и т.п.

«Могущественные кожемяки сидели под Дашками крылец на улице и мяли своими сильными руками воловьи шкуры.

Торговцы сидели с грудами кремней, огнивами и порохом». Сама же Запорожская Сечь представляла собой суровую военную организацию, где проходили обучение молодые казаки.

Гоголь пишет: «Тем не менее Сечь не любила слишком загружать себя военными упражнениями и терять время; юношество воспитывалось и просвещалось в ней самим опытом, в самом разжигании битв, которые через то почти не прекращались.

А в перерывах казакам скучно было браться за изучение какой-нибудь дисциплины, кроме разве стрельбы в цель и изредка лошадиных гонок». И все же таки необходимой военной наукой молодые казаки овладевали: обучались сабельному бою, учили метко стрелять, вести рукопашный бой или осаду, руководить лодкой и т.п. Как мы видим из повести, семейная жизнь казачества шла беспутно и безалаберно.

Семья и домашний очаг были казаку не нужны; эти привязанности заменялись у них духом «товарищества», связавшим их в вольную дружину удальцов-«лыцарей», собиравшихся в Запорожской Сечи. Гоголь показывает, что суровая жизнь, полная опасности, развивала в удальства и, в то же время, умение на все опасности глядеть с равнодушным спокойствием, даже с юмором. Для людей вроде Тараса Бульбы «святым» в жизни было немногое, христианская вера, родина да чувство товарищества.

Эти немногие и простые идеалы, однако, наполняли жизнь казаков смыслом, очищали, облагораживали их существование, делали их «лыцарями», как они сами себя называли, оправдывали, в их собственных глазах, и разбойничьи набеги на берега Черного моря, и жестокие расправы с евреями и католиками. Казаки не обременяли себя никакими вещами. Всё:

«деньги, платья, весь харч, саламата, каша и даже топливо»

— хранилось у куренного атамана, который «обыкновенно носил название батька».

Законы общежития в этой своевольной республике были довольно суровыми. Воровство даже какой-нибудь безделицы считалось «поношением всему козачеству».

Проворовавшегося привязывали к позорному столбу и дубиной забивали насмерть.

Обычаи Запорожской Сечи

Запорожская Сечь имела свою территорию, которая называлась Кош.

По бескрайней степи были разбросаны курени, которыми руководили выборные кошевые атаманы.

Их выбирали на Большом Совете и числа запорожских казаков.

Прийти и поселиться в Сечи мог любой неженатый мужик, который проходил испытание на воинском экзамене.

Экзаменовали опытные казаки. Много было беглых крепостных крестьян. Принятый в Сечь, должен был произнести клятву «Верую в Христа и святую Троицу» и перекреститься.

В Сечи строились церкви, в которые казаки ходили на молебны, но казаки не постились. Законы были малочисленными, но жестокими.

  • За воровство назначалось публичное наказание.
  • За неуплату долга должника привязывали к пушке и держали до тех пор, пока кто-нибудь не выкупал казака, выплатив его долг.
  • За убийство убийцу заживо закапывали в землю вместе с убитым.

Какую черту характера помогли выработать войны?

Постоянные войны и суровые походные условия выработали у казаков привычку к спартанскому образу жизни, развили такие прекрасные чувства как братство, стойкость, взаимовыручка. Обычаи и обряды передавались от отца к сыну, который свято блюл эти обряды и обычаи.

Казаки всеми силами сопротивлялись веяниям западных стан, особенно панский Польши и вели патриархальный, отсталый уклад жизни.

От сталось запорожских казаков очень ярко проявлялась в отношении к женщинам, которые были абсолютно бесправными членами Запорожской Сечи.

Благополучие и жизнь женщины полностью зависели от воли и желания отца, мужа, свекра. По праву оценивая подвиги запорожцев, их современники поражались беспечности и разгульному образу жизни казаков. Ратные подвиги казаков поражали своей жестокостью.

И, тем не менее Н.В. Гоголь, описывая вольницу Запорожской Сечи, ее непритязательный быт, признавал, что строгие обычаи и законы закаляли и воспитывали казаков, превращая их в бесстрашных, выносливых и умелых защитников своего народа и веры.

На своем оружие казаки писали «Победить или погибнуть!» Совет Наиболее красочно и достоверно описал запорожцев Гоголь в своей повести «Тарас Бульба».

Поэтому стоит ее прочесть. Кто такие казаки? Казаками называли людей, которые селились в степи и не подчинялись законам государства. Такой зоной свободного казачества стала Запорожская Сечь.

В 15-17 веках казачество вело освободительные войны с польскими и турецкими захватчиками, которые стремились завоевать для своих государств новые территории, а пленных казаков, женщин продавали в рабство на турецких рабовладельческих рынках. Традиционным занятием казаков являлось землепашество.

Возделывались поля с пшеницей, кукурузой овсом.

Особенно в рядах казаков было развито коневодство. Ведь конь был боевым другом казака во время военных походов.

Развивалось садоводство и виноградарство. Казаки были искусными резчиками по дереву и прекрасными оружейниками.

Вывод: До сегодняшнего дня казачество для Украины и России является символом свободы и национального достоинства.

В самые тяжелые времена украинцы верили в свою мечту: возрождение казацкой республики.

Свободолюбивое украинское казачество превратилось в ярых сторонников, так возненавиденного прошлом Запада. Никогда не указывайте украинцам, что их пыталась поработить панская Польша.

Сегодня дружба между поляками и украинцами переживает свой расцвет. В обществе, где находятся украинцы, никогда не затрагивайте их национальных чувств.

Запорожская сечь законы и обычаи

Правда, в вопросе, откуда взялся украинский язык, в кругах творческой интеллигенции единства нет. Одни считают, что это язык древнего племени укров, от которых и пошло название «украинец», другие утверждают, что это язык атлантов, третьи грешат на Венеру — не богиню, а планету, разумеется. Нет! Нет! Я не шучу! А может это выдержки из «форумов» Интернета?

Нет. Запорожская Сечь была превосходно укреплена. Посередине крепости находилась площадь, в ее центре – церковь Святой Покровы, с одной стороны – колодец, с другой – столб, возле которого карали виновных в нарушении сечевых обычаев.

На сечевой площади полукругом располагались курени – длинные дома, покрытые камышом, а также дома старшины, канцелярия, пушкарня, склады, арсенал. Каждый курень имел свое название: Корсунский, Полтавский, Уманьский и т.д.

Всего было 38 куреней. За крепостным укреплениями находился греческий дом, где жили иностранные послы и купцы. Крепость окружал пригород, где жили казаки-ремесленники. Вся территория Сечи делилась на 8, а затем 5 паланок (округов): Кодацкую, Самарскую, Орельскую, Ингульскую, Бугогардовскую, Прогноевскую, Протовчанскую, Кальмиусскую.

Урок литературы в 8 классе по повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба». Форма: заочная экскурсия. Тема: «Нравы и обычаи Запорожской Сечи».

Автор: Пешкова О.Н. Учитель русского языка и литературы МОУ СОШ №13 г. Казаки всему учились сами,

«юношество воспитывалось и образовывалось в ней одним опытом, в самом пылу битв»

. Главным занятием запорожцев была война.

«Победить или погибнуть» — таков девиз казаков, который они писали на своем оружии. Этот обычай был занесён скифо-сакскими племенами в Индию. Даже в таком позднем произведении, как роман «Катхасаритсагара» Сомадевы (XI век н.э.) в ряду нескольких упоминаний о человеческих жертвоприношениях у разных народов содержится описание того, как некоему индоскифу по имени Муравара в могилу собираются бросить живыми его врагов в качестве жертв его душе [24, с.

336; 22, с. 168; 4, с. 196-197].

Впервые мы видим Запорожскую Сечь глазами Остапа и Андрия, сыновей Тараса Бульбы.

Сначала — предместье с кузницами, лавками, пекарнями, шинками,

«…которое одевало и кормило Сечь, умевшую только гулять да палить из ружей»

. Потом — сама Запорожская Сечь, где по полю были разбросаны курени, которые напоминали отдельные государства.

В каждом курене был свой атаман, свой запас провизии, свой кашевар.

Несмотря на это все казаки подчинялись кошевому — атаману, «который выбирался из своих же запорожских казаков» . Все важные вопросы решали сообща, на общем собрании. Таким образом, на Запорожской Сечи те, кто отнял жизнь у побратима, признавались преступниками, подлежащими смертной казни через закапывание живыми вместе с убитым.

Этот обычай фиксируется источниками XVIII – начала XIX века. По полю разбросаны курени, напоминающие отдельные государства. Руководили ими выборные кошевые атаманы, которые избирались Большим советом «из своих же запорожских казаков».